Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Новости за август 2004 г.

День сотворения человека

30 августа

Сотворение мира продолжалось шесть дней. Оно началось 25-го числа месяца Элул и закончилось в первый день месяца Тишрей, когда был создан человек. Знаменательно, что наша Тора указывает отмечать годовщину сотворения мира — Рош Ашана или начало года — в первый день месяца Тишрей. Иными словами, годовщина Сотворения мира отсчитывается не от первого дня творения, а от шестого — дня «рождения» человека.

Значение шестого дня, дня создания человека, важно не тем, что к созданному ранее прибавилось новое творение — даже если оно выше остального животного царства (как мир животных выше и сложнее растительной жизни, а растения сложнее минералов). Значение шестого дня заключается в том, что новое создание — Человек — качественно отличалось от окружающего его мира. Именно человек первым признал Творца, как говорит Мидраш: Адама в день создания окружили все животные и преклонились перед ним, ошибочно предположив, что он их создал. Адам же сказал: «Вы думаете, это я создал вас?! Идем, станем на колени, поклонимся и почтим Б-га, нашего Создателя». Именно так человек выполнил конечную цель Б-га в сотворении мира — совершенное творение Его осознало и восхвалило Всемогущего.

Из созданий Его — человек выделяется прежде всего свободой выбора действий, которую дал ему Б-г. В отличие от животных, слепо следующих врожденным инстинктам, человек обладает полной свободой воли и может пойти в одном из двух направлений. Он может, избави Б-г, выбрать дорогу самоуничтожения (и уничтожения всего вокруг). Или — избрать путь жизни, путь Торы и Мицвот. Только выбором последней дороги человек способен возвысить себя и, как Адам, — все другие создания до высшей из возможных степеней совершенства. Таково прирожденное право человека, таков его выбор!

Человеку трудно представить себе обладание страшными силами созидания и разрушения. К сожалению, мы уже видели, какие ужасные силы вырываются даже из малого количества вещества при высвобождении ядерной энергии. И если малое количество вещества содержит в себе такую разрушительную мощь, насколько большей должна быть скрытая творческая сила, которой располагает каждый, кто действует в согласии с Б-жественным предназначением! У нас действительно есть особые дарования и благоприятные возможности для достижения цели, ради которой мы были созданы. А именно: привести мир в состояние, когда «познает все сотворенное, что Ты его создал»…

Объективно анализируя историю нашего народа, мы приходим к выводу: нам помогало выжить не материальное состояние или физическая сила. Даже в наиболее благоприятные времена царя Соломона еврейское государство не было богатым или значительным в сравнении с могучими империями — Египтом, Ассирией и Вавилоном. Нас объединяло и помогало выжить не стремление к сохранению государства или чувство родины — большую часть времени наш народ не имел независимого государства и жил в диаспоре. Нас сплотил и не язык. Еще в Библейские времена Священный язык начал вытесняться арамейским: часть Святого Писания, почти весь наш Вавилонский Талмуд, Зогар и многое другое написано на этом языке. В дни Саадии-гаона и Маймонида разговорным языком большинства евреев был арабский, а позже идиш или другие языки. Нельзя сказать, что наш народ сохранила и вековая культура, поскольку она радикально менялась от эпохи к эпохе.

Одно-единственное сопутствовало евреям во все времена, во всех странах и при всех обстоятельствах — упорно соблюдавшиеся Тора и Мицвот.

Время от времени среди евреев появлялись группы инакомыслящих, пытавшихся отойти от подлинного иудаизма, например, идолопоклоннические движения во время разрушения Первого Храма, эллинисты во время разрушения Храма Второго, ассимилянты Александрии, караимы и так далее. Сегодня их нет и в помине. Беспристрастно и объективно мы должны признать Тору и Мицвот сутью и главной функцией нашего народа — как для каждого еврея в отдельности, так и в отношениях еврейского народа с человечеством в целом.

Отсюда следует логический вывод. Политика подражания окружающим народам отнюдь не помогает сохранению еврейской нации. Она скорее подвергает ее опасности и вместо благосклонности народов только усиливает их антипатию. То же самое относится и к евреям, которые ищут расположения нерелигиозных групп уступками и компромиссами в Торе и ее заповедях. Они не только подрывают основы собственного существования и вместе с тем основу существования нашего народа в целом — в Торе и Мицвот наша жизнь! — но даже не достигают своих ближайших целей. Такое поведение способно вызвать лишь насмешку и презрение. Маленькая уступка сегодня приводит к большой завтра; уклонение от обязанностей по отношению к Б-гу ведет к уклонению от обязанностей по отношению к человеку. И кто может сказать, где конец этому падению!

Сегодня, на пороге Нового года, в благоприятный момент серьезного самоанализа и подведения итогов я глубоко надеюсь, что евреи повсюду — как отдельные личности, так и группы (и чем больше группа, тем значительнее ее способности и ответственность) — признают Подлинную Сущность и Правду.

Важнейший фактор нашего существования и выживания есть наша верность Торе и следование ее заповедям в повседневной жизни. Не позволяйте никому обмануть себя выбором более легкого пути, ибо временные преимущества — иллюзорны.

Секрет нашего существования в том, что мы — «народ, живущий обособленно». Каждый из нас верит в единого Б-га и живет согласно Торе, которая неизменна и вечна. Своеобразие и независимость нашего мышления и поведения — не слабость наша, а сила. Только на этом пути мы можем выполнить свою задачу, возложенную на нас Создателем: быть для Б-га «царством священников и святого народа». И тем самым «сегулой» для всего человечества сегодня, на пороге Рош Ашана, следует также глубоко задуматься над смыслом нашего праздника. Рош Ашана означает «Глава года»: как голова управляет телом, так день Рош Ашана управляет деятельностью человека в течение всего года, определяя и давая практические указания. Поэтому следует очень внимательно и вдумчиво отнестись к указаниям Рош Ашана, данным ясно или намеком в Торе. Ибо называемая Учением Жизни, Тора учит каждого еврея находить в повседневной жизни правильный путь.

Чтобы исполнился стих «Б-г творит спасенья на земле» явно и открыто, и главное, чтобы дал Он каждому еврею год хороший и приятный во всех отношениях.

С пожеланием «вксиво вахасимо тойво лешоно тойво умсуко».

Из посланий Любавического Ребе Рабби Менахем-Мендла Шнеерсона

Источник: газета «Яхад», № 25

Любавический Ребе

Новый общинный центр

11 августа

Итак, свершилось! Уже более месяца успешно работает новый общинный центр, открытия которого все с нетерпением ждали. Он находится на пересечении улиц Карла Либкнехта и Спасской, совсем неподалеку от синагоги. Как и планировалось, в нём есть всё необходимое для занятий в спортивных секциях (бокс, настольный теннис, восточные единоборства и др.) и компьютерном клубе. Весь инвентарь уже в сборе, а компьютеры будут установлены в самое ближайшее время. Занятия в спортивных секциях ведет Александр Тубис. Сейчас ведется работа по созданию собственной выделенной линии для интернета, что позволит работать в сети с очень высокой скоростью.

Можно сказать, что здание работает почти в полную силу, но всё же мы ждем начала учебного года, когда новые друзья из школы «Ор Менахем» (которая, кстати, теперь находится в самом центре города) и детского сада «Хая Мушка» смогут проводить свободное от занятий время в новом центре. Стоит добавить, что теперь в самой синагоге будет гораздо просторней, так как и компьютерный класс, и йешива «переедут» кварталом ниже.

Новый общинный центр