Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Новости за ноябрь 2004 г.

Кислев — месяц безопасности и доверия

Месяц Кислев — девятый месяц года, если считать от нисана, и третий, если считать от тишрея. Знак зодиака месяца Кислев — стрелец. В Писании он впервые появляется в повествовании о днях возвращения в Сион. Месяц Кислев иногда полный (30 дней), иногда неполный (29 дней). Этот месяц выпадает на начало сезона дождей.

Название кислев происходит от еврейского слова, означающего «безопасность» и «доверие». Есть две степени «доверия» — активная и пассивная, и обе они выражены в месяце кислев. События, связанные с чудом праздника Хануки, отражают активное «доверие», когда Хашмонаим (Маккавеи) подняли восстание против Эллинистической Сирии и насаждаемой ими культуры. Чувство сна, которое связано с месяцем кислев, отражает пассивное доверие, как бы демонстрируя, что евреи полностью полагаются на Б-жественное провидение, которое хранит Израиль.

Мы отрабатываем «правильное расслабление», или сон, без чего невозможно «правильное действие» в часы активной деятельности. Буква месяца «самех» (с) означает «опора». Наша опора на Б-га дает нам уверенность и силу утверждать святость и противиться оспаривающим ее. Это отражено в праздновании Хануки и в астрологическом знаке Стрельца, лучника. «Правильное расслабление» — это использовать сон, чтобы правильно действовать по пробуждении, помочь направить усилия («нацелить» лук) в нужном направлении. Поэтому месяц посвящен колену Биньямина, доблестным воинам. На их землях стоял Святой Храм, к которому направлены наши молитвы и мечты.

Сам талант Биньямина стрелять в цель зависит от самого спокойного внутреннего чувства. Он стреляет и попадает почти во сне. Вс-вышний направляет его стрелу в нужную сторону. Спокойный человек — тот, у которого наименьшие внутренние разногласия и напряжение. Чувство сна предполагает способность снимать напряжение, чувствуя уверенность в поддержке Вс-вышнего.

Чувство сна также подразумевает чувство сновидения в соответствии с нашей верой в Б-жественное Провидение, в отношении недельной главы Торы, и ежегодным циклом месяца и событий в нем. Кроме того, все сны, упомянутые в Торе, содержатся в главах, которые читают в месяц кислев.

Когда человек полностью доверяет Вс-вышнему, он видит хорошие сны о будущем. Хорошие сны ночью отражают добрые мысли в течение дня, особенно оптимистическое отношение и сознание, которому учат хасиды: «Думай о хорошем, и будет хорошо».

9 кислев
день рождения и день смерти Рабби Дов-Бера, 2-го Любавического Ребе.
10 кислев
2-й Любавический Ребе был освобожден из заключения.
14 кислев
свадьба 7-го Любавического Ребе и ребецин Хаи-Мушки.
17 кислев
решение Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Земли Израиль и образовании на ее территории еврейского и арабского государств (1947).
19 кислев
празднуется во всем мире как День Освобождения. В этот день 1-й Любавический Ребе, Рабби Шнеур-Залман, был освобожден из заключения в Петропавловской крепости в Петербурге. Этот день является также днем рождения его учителя — Рабби Дов-Бера. Поэтому этот день называется «Рош Ашана» Хасидизма.
22 кислев
правительство Израиля объявило Иерусалим столицей и приняло решение о переводе туда государственных учреждений (1949).
25 кислев
праздник Ханука.
28 кислев
организован Гистадрут, общий профсоюз еврейских рабочих Эрец Исроэль (1920).

Газета «Яхад», № 28

Победа святости…

Благодарим мы Тебя… И за знамений, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за чудеса, которые Ты явил отцам нашим в те времена, в эти же дни (года)…

(Из ханукальной молитвы)

Ханука празднуется в честь победы евреев в восстании против греко-сирийцев, пытавшихся оторвать их от иудаизма и насильно эллинизировать, и в честь чуда с кувшинчиком масла. Евреям было запрещено совершать обрезание, соблюдать субботу и другие предписания еврейской религии. Священники Хашмонаим — Матитьягу и пять его сыновей — возглавили борьбу против армии Антиоха Эпифана. 25 Кислева 3622 года по еврейскому исчислению (в 138 г. до н. э.) повстанцы одержали победу и, освободив Иерусалим, принялись очищать Храм, оскверненный язычниками. По преданию, в Храме был обнаружен только один запечатанный сосуд с елеем для зажигания Меноры, который греки не осквернили. Этого масла могло хватить лишь на одну ночь, а для приготовления нового елея требовалось восемь дней. Но случилось чудо, и масло горело восемь ночей, пока не были приготовлены новые запасы елея. В ознаменование этого чуда и были введены ханукальные свечи: в первую ночь зажигается одна свечка, во вторую — две, и так далее, вплоть до восьмого вечера, когда зажигают 8 свечей. Поскольку ханукальными свечами нельзя пользоваться, то зажигается дополнительная свечка шамаш, при помощи которой зажигаются все остальные свечи и светом которой можно пользоваться, например, для чтения. В канун субботы ханукальные свечи следует зажигать до субботних.

Остановимся более подробно на событиях тех дней.

При Антиохе Четвертом Эпифане, которому за его жестокость и беспощадность собственный его народ дал прозвище Эпифан (умалишенный), греко-сирийские власти стали вмешиваться во внутреннюю жизнь еврейского народа Иудеи, стремясь его эллинизировать.

Ассимилированная часть иудеев, пропитанная духом эллинизма, одержимая пристрастием к чужому языку, философии, традициям, слабо реагировала на искоренение иудаизма и глумление над его святынями. Но народ подвергался невыносимым испытаниям, набожные евреи бежали в пустыню со своими семьями и при малейшей опасности скрывались в пещерах.

Чтобы спасти Иудею, надо было бороться. Знамя борьбы было поднято семьей Хасмонеев, известной также под именем Маккавеев. Из древних источников мы узнаем, что в селе Модиин жила знатная семья священников Хашмонаи. Предполагается, что имя «Хашмонаи» указывает на то, что эта семья была родом из поселения Хашмон в Негеве, куда она прибыла при исходе из Вавилона. Оттуда она переехала в Иерусалим, а со временем, во главе с Матитьягу, переселилась в Модиин. В 140 году до н. э. в Модиин прибыли чиновники царя. Они соорудили на площади жертвенник, чтобы вознести на нем свинью в качестве жертвы Зевсу.

Царские чиновники знали, что главную роль в Модиине играла священническая семья Матитьягу. И вот чиновники обратились к нему с предложением, чтобы он вознес эту жертву и тем самым подал пример присутствующим. Но Матитьягу ответил: «Все народы, обитающие в империи царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания. Но я, мои сыновья и мои братья останемся верны союзу наших предков. Сохрани нас Б-г, чтобы мы оставили закон и обеты. Мы не будем повиноваться приказам царя, и мы не уклонимся от нашей веры ни вправо, ни влево».

И когда после этого один из евреев, изменивших иудаизму, вызвался все же принести в жертву Зевсу свинью, Матитьягу тут же убил его. Благочестивый священник Матитьягу не только не нарушил заповеди своего народа, но он и пять его сыновей и многие присутствующие при этом иудеи напали на греческих солдат, убили их и разрушили жертвенник. Этим было положено начало восстанию «за право и справедливость». Хашмонаим и многие евреи вместе с ними ушли в Иудейскую пустыню и прятались в пещерах. Они были уверены, что эллины пришлют карательные отряды, чтобы отомстить за совершенное в Модиине.

Старик Матитьягу провозгласил: «Кто за Б-га, пусть следует за мной!» И к нему стали стекаться со всех концов Иудеи патриоты, готовые начать открытую борьбу против греко-сирийского владычества. Матитьягу назначил третьего своего сына, Иегуду Маккаби, вождем и полководцем. Сам же Матитьягу скончался в 139 году до н. э.

Его сын Иегуда полностью оправдал доверие отца. Вначале он организовал партизанские отряды. Продолжая прятаться в пещерах, бойцы Маккаби нападали на небольшие греческие отряды, убивали солдат и отнимали у них оружие. Но вскоре Иегуда Маккаби создал организованную армию, которая после одержанных в открытом бою крупных побед вошла в 138 году до н. э. в Иерусалим. Эта победа позволила продлить существование еврейского государства более чем на 200 лет: до 68 года.

Священникам было поручено очистить Храм, убрать все статуи, и 25 числа месяца Кислев в Храме возобновить традиционное еврейское Б-гослужение.

Специальная ханукальная молитва рассказывает нам:

«…В дни Матитьягу, сына Йоханана Хашмоная, первосвященника, и его сыновей, когда выступило злодейское царство Яван (в переводе с иврита «Яван» — Греция, а также эллинистические государства и эллинизированные народы древности) против народа Твоего, сынов Израиля, чтобы заставить их забыть Твою Тору и нарушить законы, установленные волей Твоей; но Ты, по великой милости Своей, стоял за них, (сынов Израиля), когда они были в беде, заступался за них, был судьей в их споре (с врагами), мстил за них; отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников, и злоумышленников в руки тех, кто изучает Тору Твою, и прославил Ты имя Свое, великое и святое, в мире Твоем, и народу Своему, Израилю, даровал великое спасение и избавление в этот самый день. И тогда пришли сыновья Твои в святая святых Храма Твоего, и убрали (идолов) из Твоего дворца, и очистили Святилище Твое. И зажгли светильники во дворах Святилища Твоего. И установили эти восемь дней Хануки, чтобы возносить благодарность и хвалу Твоему великому имени.»

Предание гласит:

«Когда Хашмонаим вошли в Храм Иерусалимский, они не могли найти чистого, неоскверненного елея для светильника — Меноры. Найден был маленький кувшинчик с чистым елеем, которого было бы достаточно лишь на один вечер горения в Меноре. Все остальное масло было осквернено, и на то, чтобы приготовить новое святое масло для Меноры в соответствии с предписанным правилом, требовалось восемь дней. Однако святая служба не была отсрочена. Священники зажгли светильник и вновь освятили Храм в двадцать пятый день Кислева, в 3622 году от сотворения мира.»

Еврейский народ был очевидцем великого чуда: небольшое количество масла продолжало гореть в Меноре в течение восьми дней.

Тернистый тысячелетний путь нашего народа в Диаспоре освещается ханукальным светильником и пробуждает, и усиливает нашу веру в возрождение народа и его традиций на своей древней родине.

В Израиле в первый вечер Хануки зажигается факел над могилами Хашмонаим в Модиине, и от этого факела зажигаются другие факелы, которые гонцы разносят по многим селениям страны и даже по крупным центрам Диаспоры.

Газета «Яхад», № 28

Ханукальные огни

Подведение итогов

26 ноября

В пятницу в школе «Ор-Менахем» состоялось подведение итогов недели и выпуск свежего номера школьной газеты. Администрация школы выбрала лучшего ученика прошедшей недели и вручила подарок — набор для празднования субботы.

Подведение итогов

Свадьба по-еврейски

22 ноября

Внешне еврейская свадьба — это обряд, однако за этим обрядом стоит многотысячелетняя история и философия…

Недавно в николаевской синагоге состоялась свадьба в лучших еврейских традициях. Теснота, спровоцированная большим количеством желающих поздравить жениха и невесту, наводила на раздумья о размахе торжества! После приготовлений, все гости торжества плавно переместились из молельного зала во двор старой синагоги, где был установлен специальный помост для проведения обряда по еврейским традициям. На этой импровизированной сцене глазам присутствующих предстали молодые люди, каждый из которых держал один из четырех шестов, на которых был закреплен свадебный балдахин — хупа. Начался обряд, в котором, кроме, естественно, жениха и невесты, участвовали главный раввин Николаева Шолом Готтлиб, раввины Моше Каминецкий, Фишель Чичельницкий и другие уважаемые люди. Был зачитан брачный контракт, на иврите и на русском языках. За всем этим, несмотря на довольно холодную погоду, с удовольствием наблюдали гости, расположившиеся в удобных креслах, заботливо расставленных во дворе. После этого молодые и гости торжества проследовали в главный зал синагоги, где все отведали вкусные угощения, приготовленные по случаю столь громкого события в жизни николаевской общины. По глазам невесты Рахель и жениха Давида, было заметно, что это, пожалуй, самый запоминающийся день в их жизни…

Если вы, читая лирическое вступление, тоже решили устроить для себя (или своих родных) настоящую еврейскую свадьбу, наверняка вам понадобится то, о чем написано ниже!

Несколько «святых правил» для тех, кто решил вступить в брак по-еврейски:

  1. По еврейской традиции вы не состоялись как личность, пока не вступили в брак.
  2. Вступать в брак положено не только для разведения потомства, но и для получения удовольствия. (Имейте в виду, что слово «кидушин» (супружество) происходит из того же корня, что «кадош» (святой)).
  3. Факт помолвки необходимо скрепить «тнаимом» (предварительным договором). В этом документе стороны делят материальные затраты и прочие обязанности. Помолвка существует скорее для многочисленной родни, чем для самих новобрачных: «махотунес» (родители жениха и невесты) договариваются, кто справляет свадьбу, а кто оплачивает остальные расходы. Положено устроить все полюбовно и разойтись с миром.
  4. Назначить дату свадьбы произвольным образом нельзя. Необходимо выбрать дату:
    1. исходя из физиологических особенностей организма невесты;
    2. сверившись с еврейским календарем: праздновать свадьбы категорически запрещено в дни исчисления омера (от Песаха до Шавуота, кроме Лаг ба-омера) и все три недели, предшествующие Девятому ава. Само собой, свадьбы не справляют в шабат, праздничные дни и посты.
  5. Нужно разослать приглашения от обеих семей.
  6. Перед свадьбой полагается заполнить ктубу (брачный контракт). Хупу (балдахин) также необходимо приготовить до свадьбы. Невеста делает жениху подарки, а жених покупает (обязательно за свои деньги) обручальное кольцо невесте. Кольцо должно быть золотым и не иметь никаких надписей, в том числе и клейма с пробой.
  7. Последнюю неделю перед свадьбой жених и невеста не должны видеться друг с другом, поэтому необходимо спланировать подготовку таким образом, чтобы на последнюю неделю не назначать мероприятий, требующих одновременного присутствия жениха и невесты. Разговаривать по телефону можно.
  8. В один из дней последней недели невеста идет в микву, а жених в субботу накануне свадьбы совершает «алию» (вызов) к Торе, причем все присутствующие в синагоге забрасывают его орешками и леденцами, метя в наиболее чувствительные места.
  9. В день свадьбы жених и невеста постятся до окончания церемонии. Перед самой церемонией жених облачается в белое одеяние (китл), как на Йом-Кипур, и развязывает все узлы на одежде (галстук, шнурки…) Жених подобен царю, поэтому ему ничего не положено делать самостоятельно — ухаживать за женихом большая заповедь и не стоит лишать ее окружающих вас.
  10. После церемонии жених и невеста уединяются в комнате на некоторое время, после чего все переходят к праздничной трапезе. Длительность брачного пира не ограничена ничем, кроме ваших возможностей. В этот день жених и невеста считаются святыми людьми, поэтому благословения, даваемые ими, имеют особенную силу, так что не стоит отказывать в благословении тем, кто просит.
  11. Не принято уезжать в свадебное путешествие. В первый месяц, самый трудный, пока происходит привыкание друг к другу, лучше побыть рядом с друзьями и родными, готовыми помочь.

Маша Политова

Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд Традиционный свадебный обряд

Школа «Ор-Менахем» против курения

22 ноября

В прошлую пятницу, 19 ноября, ученики николаевской еврейской школы «Ор-Менахем» подготовили выставку плакатов на тему борьбы с курением.