Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Новости за февраль 2005 г.

Еврейский спортивный детский клуб

25 февраля

Еврейский спортивный детский клуб открылся летом 2004 г. На сегодняшний день его посещает 15 учеников 1—7 классов. Еженедельно дети занимаются в плавательном бассейне и тире, а также три раза в неделю проходят занятия по еврейским традициям и кикбоксингу.

23 февраля в школе «Ор Менахем»

День защитника отечества в школе «Ор Менахем» начался с поздравлений радио «Взрыв „Ор Менахем“», которое вели учащиеся старших классов. В течение дня звучали всевозможные шуточные прогнозы погоды в аудиториях, смешные характеристики некоторых учеников и разные шутки на культурные тематики. После уроков была проведена праздничная программа, с конкурсами и представлениями.

Семинар педагогов сети «Ор Авнер»

19 февраля

С 17.01.05 г. по 19.01.05 г. в Кривом Роге проходил семинар педагогов (воспитателей еврейских детских садов и учителей начальных классов еврейских школ) сети «Ор Авнер Хабад Любавич». Николаев на семинаре представляли педагоги детского сада «Хая Мушка»: Жигадло С. А., Пышная И. А., Савицкая Т. Н., Гиданова И. А.

На семинаре присутствовало более 60-ти участников из разных городов СНГ. Девизом семинара стали слова Любавического Ребе »Все, что мы даем детям — мы даем себе». Программа семинара была очень насыщенной и интересной. Обсуждались следующие темы:

  • методика и образовательные технологии в действии,
  • методика преподавания предметов еврейского цикла.

В рамках семинара педагогами велась практическая разработка материалов к дидактическим играм. С серией познавательный лекций о воспитании детей младшего возраста в духе еврейской традиции выступил директор Института подготовки работников образования доктор Реувен Мамо. С лекциями о глубоком смысле еврейских праздников выступил координатор и советник по образованию «Ор Авнер» рав Зуша Гросс.

На семинаре царила дружеская атмосфера добрососедства и сотрудничества. Педагоги детского сада «Хая Мушка» провели презентацию своей книги «Алефбэт в стихах». Книга для дошкольников «Алефбэт в стихах» создана педагогами детского сада под руководством Дины Готтлиб. Автор стихов — Михайлова Нона (музработник сада). Педагоги Луганска провели презентацию своей авторской программы для еврейских садов. Обмен опытом среди педагогов еврейских садов и школ СНГ был бесценен, т. к. все мы делаем одно общее и очень важное дело — воспитываем подрастающее поколение.

С особой теплотой участники семинара отзываются о добросердечности и радушии организаторов семинара: всех работников еврейской школы Кривого Рога. Большое спасибо криворожцам за хорошую организацию и проведение семинара.

Светлана Жигадло
Источник: газета «Яхад», № 30

Семинар педагогов сети «Ор Авнер» Семинар педагогов сети «Ор Авнер»

В Николаевской области — новый губернатор

10 февраля

10 февраля первым вице-премьером Анатолием Кинахом был представлен новый глава Николаевской облгосадминистрации. Им назначен 40-летний Александр Садыков. В числе многочисленных приглашенных гостей присутствовал и главный раввин Николаева и области Шолом Готтлиб, а также заместитель председателя НЕРО Григорий Анбиндер.

Источник: газета «Яхад», № 30

«Помни и храни день субботний, чтобы освящать его»

Тора рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. К дню седьмому дело Творения оказалось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не создавал. Так осветился этот день и превратился в день покоя, шабат.

Народ Израиля — первый в истории народ, который ввел обычай не работать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. И работникам, и рабам евреев, и даже домашним животным, принадлежащим евреям, запрещено работать в субботу.

Шабат — это высочайшее социальное достижение, предназначенное для того, чтобы освободить человека и его сознание для высоких, духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. Однако этим еще далеко не исчерпывается значение субботы.

Соблюдение субботы — это выражение человеком своей веры в Б-га, Творца Вселенной и признания того, что кроме нашего материального мира существуют еще высокие духовные миры. Им-то и посвящается, главным образом, субботний день.

Евреи отдыхали в субботу, еще пребывая в египетском рабстве. Моше, выросший в доме фараона, увидев, как изнурительно работают его собратья, обратился к фараону с просьбой дать этим несчастным рабам один день в неделю для отдыха. Фараон согласился. Таким образом, суббота напоминает нам не только о творении мира Всевышним, но и об исходе из Египта.

Заповеди Торы, связанные с соблюдением субботы, разделяются на две группы: заповеди, предписывающие отдыхать от работы; заповеди, запрещающие работать в субботу. Первые придают субботе ее домашний, семейный облик. В этот день все члены семьи остаются дома, идут в синагогу молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу. Заповеди, запрещающие работу в субботу, придают ей другой оттенок — оттенок серьезности. Что это такое — работа? Тора отвечает, что работа это всякое действие, создающее что-то новое. Наши мудрецы перечисляют 39 главных видов работы, которые запрещено делать в субботу, не считая многочисленных видов работ, производных от них. Так что для того, чтобы исполнить заповедь о субботнем покое как следует, необходимо серьезно изучать законы Торы.

С древнейших времен соблюдение субботы является отличительным признаком евреев. И, как говорит древнее изречение, «больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля».

Зажигание субботних свечей

Поскольку в субботу нельзя зажигать свет, мы должны обеспечить наш дом освещением еще в пятницу, до наступления субботы. Ведь если в доме темно — как грустно в нем! А Тора велит нам, чтобы суббота была для нас наслаждением. Вот поэтому-то мы зажигаем перед наступлением субботы свечи.

Согласно еврейской традиции, сутки начинаются с вечера. То есть с заходом солнца начинается новый день. Следовательно, и суббота начинается тогда, когда в пятницу заходит солнце. Перед самым наступлением субботы мама зажигает субботние свечи, и это означает, что освящается наступающий день. Мама закрывает ладонями свои глаза, когда произносит:

Благословен… освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу!
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ШАБАТ КОДЕШ.

Не открывая глаз, она в эту святую минуту возносит ко Всевышнему молитву о благополучии семьи и здоровье своих детей. Затем она смотрит на горящие свечи, огоньки которых отражаются в ее заблестевших глазах, и благословляет всю семью пожеланием: «Шабат шалом!» — «Мирной субботы!» Так, зажигая субботние свечи, еврейская женщина наиболее полно выполняет свою роль — приносить в дом свет, красоту и добро.

Субботняя трапеза

Трапеза — один из главнейших моментов субботы, сообщающий свое настроение всему субботнему дню. Вся семья собирается за столом, все забыли о нуждах, о тревогах повседневности, все спокойны — ведь спешить некуда… Стол накрыт по-особому, по-праздничному. Горят свечи, вино, великолепный серебряный бокал, две халы, прикрытые красиво расшитой салфеткой…

Тора говорит, что когда евреи шли по пустыне, уйдя из Египта, Всевышний кормил их небесным хлебом, который назывался ман. Однако в субботу ман не падал с неба, и сыны Израиля не выходили из лагеря, чтобы его собирать. Вместо этого в пятницу Всевышний давал им двойную порцию мана. В память об этом в субботу на стол мы кладем две халы — лехем мишнэ.

Спели Шалом алейхем, совершили «Кидуш» — теперь очередь омыть руки и сесть к столу. Субботняя трапеза должна состоять из самой лучшей еды: рыба, мясо и те лакомства, которые в семье любят больше всего. Во время субботней трапезы вся семья распевает змирот шабат — субботние песни, известные и любимые в еврейском народе из поколения в поколение. В доме царит атмосфера покоя, радости и святости…

Ежесубботняя встреча всей семьи за столом предоставляет возможность поговорить обо всем, что произошло в течение недели. Отец экзаменует детей, спрашивая их, что они прошли в течение недели, и рассказывает сам о содержании недельной главы Торы, о примерах нравственного поведения. «Да будет угодно Всевышнему осенить Своим присутствием Свой народ, вкушающий медовую сладость субботних яств…» — как поется в одной субботней песне.

Кидуш

«Помни день субботний, чтобы освятить его», — велит нам Тора, и мы должны делом доказать, что помним о субботнем дне и о его святости. Как именно следует это делать? Торжественно заявляя о своей вере в то, что Всевышний сотворил весь мир в течение шести дней и, закончив Свою работу в седьмой день, освятил этот день, а также о связи святости субботы с памятью об исходе нашего народа из Египта. Это и есть «Кидуш».

Согласно нашей традиции, «Кидуш» совершают перед первой субботней трапезой, вечером, после наступления субботы. Папа стоит у стола, держа в руке бокал, полный вина, вся семья стоит вокруг и внимательно прислушивается к словам «Кидуша», а потом отвечает: Амен! Папа садится, отпивает вина и всем дает попробовать из своего бокала. Лишь после этого начинается субботняя трапеза.

Момент, когда совершают «Кидуш», — святые мгновения в каждом еврейском доме, когда вся семья вместе выражает свою веру в Творца Вселенной и свою готовность выполнять Его волю.

Источник: газета «Яхад», № 30

Виктор Бриндах «Шаббат»

Быть музею в Березнеговатом

Государственная районная администрация в г. Березнеговатое Николаевской области решила организовать музей еврейской истории в здании синагоги.

Во времена фашистской оккупации в селе Романовка и Березнеговатом было расстреляно более 1000 человек еврейской национальности. Именно поэтому Совет ветеранов обратился к евреям области, которые смогут поделиться музейными экспонатами — фотокарточками довоенного времени, предметами обихода и просто воспоминаниями о тех евреях, которые уже никогда не смогут рассказать о себе и своих близких. Своими силами евреи общины поддержат благие намерения Березнеговатской госадминистрации. Но главное — это память о членах еврейской общины Березнеговатского района, которые жили, творили добро, преумножали традиции еврейства. Грядущие поколения, посещая музей истории еврейской общины, будут чтить память о тех, кто был безвинно уничтожен фашистами.

В настоящее время в г. Березнеговатом проживает до 20 человек еврейской национальности, по инициативе которых были построены больница и школа.

Председатель Совета ветеранов ВОВ НЕРО
Мирон Эндельштейн

«Один сдвоенный месяц…»

Месяц Адар, когда празднуется Пурим — последний, двенадцатый по счету месяц, начинающийся с весеннего месяца нисана. Такой счет принят в ТаНаХе (и в Свитке Эстер). Если же считать с начала года, с осеннего месяца Тишрей, то Адар — шестой месяц.

Еврейские месяцы соответствуют лунному календарю, то есть всегда начинаются в новолуние. Для согласования лунных месяцев с солнечным годом в високосные годы, которыми являются 3, 6, 8, 11, 17 и 19 годы 19-летнего цикла, прибавляется целый новый месяц, а именно месяц Адар, так как Адар — последний по счету месяцев, а также потому, что основная точка года, для которой должен быть максимально близок лунный и солнечный счет — это Песах, середина Нисана, следующего за Адаром месяца.

При этом оба Адара рассматриваются как один сдвоенный месяц, то есть второй Адар имеет тот же номер по счету месяцев — 12, тот же знак Зодиака — Рыбы. Сам этот зодиакальный знак указывает на множественность Адара, ибо это единственный знак Зодиака, название которого стоит во множественном числе.

В високосный год Пурим празднуется именно во второй Адар, то есть всегда за месяц до праздника Песах, чтобы избавление от Амана примыкало к избавлению из Египта.

«С приходом Адара увеличивают радость» — сказали Мудрецы (Гемара, трактат Таанит, 29): «Когда приходит месяц Ав, уменьшают радость. Когда приходит Адар, увеличивают радость. Если у еврея есть спор с неевреем, то надо стараться, чтобы выпало выяснение спора не на ав, знак которого тяжел, но на Адар, знак которого хорош, ибо небеса добавляют радости в месяц, предназначенный для радости» (Гемара, трактат Таанит, 29).

Чем же хороши Рыбы, знак Адара? Рыбы скрыты в воде от дурного глаза, и он не властен над ними; Рыбы не подлежат проклятию, и даже при катастрофе Потопа, когда погибло все живое вне ковчега, рыбы выжили: и так было устроено потому, что при сотворении мира рыбам было дано особое, специальное благословение.

И Израиль также уподоблен рыбам, ибо как рыба не может жить без воды, так бытие Израиля связано с Торой, которая всегда уподобляется воде, утоляющей жажду души, стремящейся к истине.

И месяц Адар, благоприятный для рыб, которые в этом месяце размножаются в реках и озерах, также хорош для Израиля; поэтому с приходом Адара евреи увеличивают свою радость, и весь Адар предназначен для радости.

И знай, что, когда спрашивал злодей Аман у звездочетов, в какой месяц ему будет легче уничтожить Израиль, скрылось от него, что месяц Адар — самый лучший для евреев из всех месяцев, и пал жребий на Адар, чтобы еще больше была радость, когда обратится траур в праздник.

Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» в школе «Ор-Менахем»

9 февраля

В среду, 9 февраля, в школе «Ор-Менахем» прошло заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Игра была посвящена еврейским местечкам — основному виду населенных пунктов для евреев в XVI—XVIII веках. В ходе отборочного тура в команду знатоков попали самые эрудированные в этой области ученики школы. Игру команды оценивало строгое, но справедливое жюри: Марина Викторовна Добрянская — завуч по воспитательной работе, Марина Викторовна Кисловская — директор школы и ребецн Дина Готтлиб — директор блока национальной дисциплины.