Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Новости за апрель 2005 г.

Песах в детском саду «Хая Мушка»

Подготовка помещения детского сада

Подготовка всего помещения детского сада «Хая Мушка» к празднику Песах заняла несколько дней. Поскольку на протяжении всего праздника Песах запрещено употреблять хамец в пищу и хранить его у себя, накануне праздника в детском саду началась генеральная уборка всех помещений. И взрослые, и дети тщательно чистили и мыли все комнаты. Эта уборка имеет целью не только очищения детского сада от всяческой пыли, но от всех остатков хамца. Все крошки, забившиеся в углы и щели, должны быть вычищены и выброшены. После того, как весь сад был вычищен, дети начали искать хамец. Эта церемония называется «Бедикат Хамец». Вооружившись свечками, куриными перьями, пакетами и деревянными ложками, ребята приступили к обследованию всех углов и щелей в поисках оставшихся крошек хлеба. Все воспитанники детского сада знают, что тщательные последние поиски хамца требуют от нас еврейская традиция. Ребята дружно при свете восковой свечи осмотрели все места, куда мог попасть хамец: углы комнат, полки, выдвижные ящики, шкафы для игрушек, шкафы для вещей и т. д. От этого занятия дети получили массу удовольствия.

История праздника Песах

Для воспитанников детского сада уже стало традицией накануне праздника Песах посещать тематическую выставку в школе «Ор Менахем», посвященную исходу евреев из Египта. В этом году выставка поразила всех своим масштабом, глубоким содержанием и доступностью. Экскурсовод Добрянская Марина Викторовна провела настолько замечательную экскурсию для дошкольников, что ребятам не хотелось уходить с выставки. А кульминацией стало приготовление маци руками детворы. А как правильно готовить мацу наши ребята уже знают. И мальчики, и девочки виртуозно превращали комочки теста в листы маци. Каждый ребенок старался, чтобы его маца была и самая тонкая, и самая большая, и самая красивая, и самая вкусная. Этот день детям запомнится надолго.

Пасхальный седер

В пасхальный вечер за праздничным столом собралась вся большая семья детского сада «Хая Мушка». На праздник пришли воспитанники детского сада и их родители, бабушки и дедушки, все сотрудники детского сада и практикантки из Израиля. Гостями на седере стали бывшие выпускники детского сада — выпускники 2004 года с родителями. Праздник организовали в музыкальном зале, который предварительно был красочно оформлен. Слово «седер» означает «порядок». В эту ночь, сидя за праздничным столом, рассказывали о той череде событий, что предшествовали исходу из Египта, о том, как сыновья Яакова со своими семьями оказались в Египте, о том, что происходило с их потомками в этой стране, о том, как евреи вышли из Египта, и стали свободным народом. Чтобы седер был интересным, педагоги детского сада разработали специальный сценарий, включавший в себя викторины, песни, стихи и даже маленький спектакль с участием детей. Спектакль назывался «Исход из Египта». Проведение «седера» проходило согласно пасхальной Агады, включая обязательное чтение Кидуша, зажигание женщинами и девочками свечей, благословения и другие традиционные особенности. В заключении седера все его участники хором произносили: «Лешана абаа биерушалаим!» («В следующем году в Иерусалиме!»)

Встреча с губернатором

20 апреля

В среду состоялась встреча главного раввина г. Николаева и Николаевской области Шолома Готтлиба с губернатором Николаевской области А. В. Садыковым. Во время встречи был обсужден ряд вопросов, а также губернатор поздравил раввина с наступающим праздником Песахом.

Встреча в Израиле

В Израиле (г. Иерусалим) состоялась официальная встреча Николаевского городского головы Владимира Чайки и раввина Шолома Готтлиба с президентом Израиля Моше Кацавом, министром иностранных дел Израиля Сильваном Шаломом и мэром Иерусалима Ури Люполянски, которая была организована еврейско-американским фондом, директором которого является Давид Тверской. В первый день встречи министр иностранных дел встретился с Леви Леваевым, Владимиром Чайкой, а также мэрами г. Запорожья и Херсона.

Церемония «Бат Мицва»

19 апреля

19 апреля в ДК МВД состоялась церемония «Бат Мицва», посвященная совершеннолетию девочек. Концертная программа была представлена ученицами школы «Ор Менахем», а еврейский женский клуб приготовил угощения. Девочки из танцевального коллектива школы порадовали своими способностями родителей и учителей. Гвоздем программы стал спектакль «Сулика». Раввин Шолом Готтлиб торжественно поздравил девочек с их праздником.

Фото: Наталья Федоренко

Школа готовится к встрече Песаха

19 апреля

На протяжении всей недели школа «Ор Менахем» готовилась к Песаху. Ребята подготовили интересную выставку, рассказывающую об истории и традициях Песаха, а также научились печь мацу. Кроме этого, на выставку были приглашены младшие друзья из детского сада «Хайа Мушка».

Фото: Наталья Федоренко

Школа открывает двери для новых друзей

15 апреля

Впервые с тех пор, как николаевская еврейская школа «Ор Менахем» переехала из Пересадовки и вселилась в добротно отремонтированное помещение бывшего детского сада в центре города в районе улицы Дзержинского и проспекта Ленина, здесь, на новом месте состоялся «день открытых дверей». Родители детей-евреев вместе со своими юными чадами имели возможность посетить школу, ознакомиться с особенностями школьной жизни, организации учебного процесса и внешкольных мероприятий, увидеть педагогов и обучающихся здесь детей, узнать их мнение об учебном заведении, ставшем для них родным. Объявления о намечающемся дне открытых дверей распространялись через николаевскую синагогу, БФ «Хесед Менахем», публиковались в газете «Яхад».

Итак, в назначенное время в школьном дворе собрались любопытствующие — родители со своими отпрысками, будущими первоклашками. Их встретили директор школы «Ор Менахем» Марина Кисловская, завуч Марина Добрянская и группа гостеприимных учеников-экскурсоводов. Они провели участников «дня открытых дверей» по школе, рассказали обо всех ее преимуществах по сравнению с обычной городской школой, о своих достижениях.

Школьный холл, здесь стоят флаги Украины, государства Израиль и благотворительного фонда «Ор Авнер Хабад Любавич», который под руководством крупного израильского бизнесмена, когда-то бедного репатрианта из СССР, а ныне всемирно известного «алмазного короля» Леви Леваева совершенно бескорыстно помогает открытию и становлению традиционных еврейских учебных заведений в странах СНГ. Помогает фонд господина Леваева и николаевской еврейской школе «Ор Менахем», учредителем которой является главный раввин Николаева и Николаевской области Шолом Готтлиб. Также в холле подле большой меноры, подаренной школе, висит портрет одного из самых известных николаевцев прошлого столетия — седьмого Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, имя которого носит школа («Ор Менахем» — свет Менахема).

Родители с интересом осматривают школу изнутри, посещают кабинеты, с удовлетворением для себя обращают внимание на то, что здешние классы — небольшой наполняемости, а потому учителю куда легче обеспечить полноценный индивидуальный подход, найти единственно правильный путь к душе и сердцу каждого ребенка.

Кабинеты физики и химии — здесь есть все необходимое для учебы, включая оборудование, инструментарий и реактивы для проведения опытов. Интригует убранством и нехарактерным для школ ученическим круглым столом вместо привычных парт кабинет традиций, где проходят занятия по изучению многовековых еврейских традиций. В кабинете иврита как раз идет урок по изучению старого-нового еврейского языка, официального языка государства Израиль. А неподалеку, в кабинете информатики — 12 современных компьютеров, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет. Здесь не только дают ученикам основы компьютерной грамоты, но изучают и другие предметы, например английский язык. Специалисты говорят, это благотворно сказывается на усвоении нового материала. Это вам не изучение информатики по «безмашинному варианту», до сих пор встречающееся в иных школах!

Школа работает по обычной учебной программе, в рамках украинских образовательных стандартов. Вместе с тем здесь уделяется большое внимание углубленному изучению английского, других предметов, а также преподаются дополнительные дисциплины, которых нет в стандартной программе — иврит, история еврейского народа, традиции и т. д.

Между прочим, гостям не постеснялись показать даже туалет. А что, ведь это тоже непременный атрибут нормального учебного заведения, и если в отхожем месте царят вонь да грязь, понятно, что отдавать своего ребенка в такой «заклад» захочет далеко не каждый. А«вот в еврейской школе стерильная чистота царит везде, в том числе и в санузлах.

Естественно, сияет чистотой и столовая, где всем участникам экскурсии предложили попробовать обычный школьный обед — добросовестно приготовленный и очень вкусный. Естественно, при приготовлении пищи здесь соблюдают все правила кашрута, обычая кухня отделена от молочной.

Еще гости осмотрели спортзал с современными многофункциональными импортными тренажерами, библиотеку, где имеется большой фонд книг на русском, украинском, иврите, английском языках. Среди библиотечных книг присутствует и местная печатная продукция, например написанный в занимательной форме труд по практической психологии известного николаевского профессора, доктора педагогических наук «Горожанина года 2004» Ильи Моисеевича Старикова.

В актовом зале вниманию участников «дня открытых детей» был предложен презентационный фильм о николаевской еврейской школе «Ор Менахем», где демонстрируются комфортные условия для пребывания детей, освещаются характерные особенности учебного процесса, рассказывается об истории учебного заведения, открытого в Николаеве в 1998 году.

Запоминающейся особенностью «дня открытых дверей» стал мини-концерт для гостей в холле учебного заведения. Ученицы среднего возраста, а затем и старшеклассницы поочередно исполнили по одному еврейскому танцу. Разумеется, в красивых сценических костюмах, которые увидишь далеко не в каждом учебном заведении.

— Мы рады были увидеть вас, познакомиться с вами и рассказать о нашей школе, — сказала, прощаясь с гостями, директор школы «Ор Менахем» Марина Кисловская. — Надеемся, что и вашим детям понравилось у нас. Школа ждет своих новых друзей.

Директор напомнила, что дети еврейского происхождения могут поступить в это учебное заведение не только с первого, но и из других классов. Она также выразила надежду, что участники «дня открытых дверей» расскажут об увиденном, о своих впечатлениях родственникам и друзьям, у которых есть дети дошкольного и школьного возраста. Ведь чем лучше узнают о школе «Ор Менахем» представители местной еврейской общины, тем более полно будет выполнена миссия ее учредителей — объединить в рамках этого прекрасного учебного заведения большинство еврейских детей города.

Станислав Козлов
Фото: Евгений Федоренко

Школа открывает двери для новых друзей

Предпасхальные приготовления

Мы начинаем готовиться к Пейсаху задолго до наступления праздника. Приготовления начинаются с тщательной уборки. Требуется очистить дом не только от всяческой пыли и грязи, но также от всех остатков хамец (изделия из квасного теста из муки злаковых культур). Все крошки, забившиеся в углы или щели, должны быть вычищены и выброшены. Надо тщательно очистить все помещения, включая шкафы, буфеты, ящики кухонных шкафчиков и столов, заглянуть под кровати и другую мебель. Завершив уборку комнаты или какого-то участка, следует позаботиться о том, чтобы туда снова не занесли хамец, в первую очередь, дети и животные.

Во многих семьях имеется специальная посуда, которой пользуются исключительно в дни этого пасхального праздника. Если же ее нет, и приходится пользоваться обычной посудой, то ее предварительно моют, очищают, обдают кипятком или опускают в таз с кипящей водой. Существуют выработанные обычаем правила «кошерования» — очищения посуды. Кошеровать следует также газовую плиту, холодильник, кран и раковину. Газовые горелки обжигают паяльной лампой до каления или оставляют их гореть до тех пор, пока не выгорит весь поглощенный хамец. Поверхность газовой плиты покрывается жестью или тремя слоями алюминиевой фольги. Кран и металлическая раковина хорошо прожигаются, холодильник тщательно вымывается водой с мылом, а стенки и полки покрываются алюминиевой фольгой.

Как сделать непасхальную посуду пригодной для праздника?

«Как вбирается, так и выводится» хамец из любого сосуда. Это значит, что посуда, в которой варили в течение года, то есть варили хамец, становится кошерной для праздника Пейсах при помощи окунания в кипящую воду (причем вода должна продолжать кипеть и во время окунания). Посуда, использовавшаяся в течение года для жарки, раскаляется до искр. А то, в чем не варили и не жарили, но клали или наливали квасное, обливается кипятком и так делается кошерным для Пейсах. Перед такой обработкой, посуду нужно хорошенько вымыть и очистить от ржавчины co всех сторон, включая ручки — иначе окунание в кипяток не будет одновременным для всего сосуда целиком и сразу, и посуда не станет кошерной для Пейсах. Места соединения ручек с посудой и другие места, которые не удастся хорошенько очистить, нужно прокалить.

Перед тем, как делать ее кошерной для использования на Пейсах, посуду полагается не использовать как минимум в течение суток. Благодаря этому, какие бы то ни было частицы хамец, которые могли сохраниться на стенках или внутри посуды, перестанут быть съедобными, и не сделают посуду вновь непригодной для праздника, когда проявятся время ошпаривания или окунания.

Однако в доме после всех стараний мог остаться хамец. Поэтому от него следует мысленно отказаться, иными словами — аннулировать свое право владельца. Это делается для того, чтобы не нарушить предписания Торы, запрещающей владеть хамец во время праздника Пейсах. Такого мысленного аннулирования было бы, собственно, достаточно. И все-таки мысленный приказ не всегда отдается от всей души. Кроме того, если право владения хамец будет отменено только мысленно и он останется в помещении, можно нечаянно употребить его в пищу. Наши мудрецы требуют тщательно осматривать все помещения в последнюю ночь перед Пейсахом.

14-го нисан, как только стемнеет, мы обязаны основательно проверить, не осталось ли в доме хамец. Глава семьи зажигает свечу, берет куриное перо, деревянную лопатку и бумажный кулек и обследует все углы и щели, где может оставаться хамец. Найденные крошки он собирает в кулек. Чтобы поиски не оказались безрезультатными (ведь дом уже прошел основательную уборку!), принято поручать детям прятать в различных местах дома десять кусочков хлеба, завернутых, чтобы они не раскрошились, в бумаги и целлофан. Перед началом бдикат хамец хозяин дома произносит благословение: «Борух Ата Адо-най Элогейну Мелех Аолам Ашер Кидшану Бемицвотав Вэцивану Аль Биур Хамец» («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам уничтожать хамец!»). Завершив бдикат хамец, глава семьи говорит: «Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, чего я не заметил и не уничтожил, — пусть будет считаться ничем, как прах земной».

Краткий список мест, где следует искать хамец:

  • автомобили (включая потайные углы, пол и сиденья);
  • аквариумы;
  • аптечки;
  • бары;
  • буфеты и кухонные шкафы;
  • выдвижные ящики;
  • высокие детские стульчики;
  • гаражи;
  • детские кроватки и лежанки;
  • детские манежи;
  • емкости для завтрака;
  • емкости для хранения печений и пирожных;
  • игрушки и шкафы для игрушек;
  • кладовки;
  • книги;
  • книжечки для чтения «биркат амазон» (благодарственной молитвы после еды), их надо убрать на все Дни Пейсаха, заменив чистыми или новыми;
  • книжные шкафы и полки;
  • корзиночки для хлеба;
  • косметички;
  • кошельки и сумочки;
  • крыльцо и веранды;
  • мастерские и конторы;
  • места хранения компьютерных дисков, компакт-дисков, магнитофонных кассет и пр.;
  • мусорные контейнеры;
  • навесные шкафчики;
  • одноразовая посуда из картона и пластика;
  • открытые полки;
  • письменные столы;
  • поваренные книги (очистить и спрятать на весь Пейсах);
  • подсвечники (тщательно вычистить перед использованием в Пейсах);
  • позади бытовых приборов;
  • портфели, сумки, атташе-кейсы;
  • пылесборники в пылесосах;
  • рабочие кабинеты;
  • ручные тележки, сумки на колесиках;
  • рюкзаки;
  • складки одежды, особенно, карманы и манжеты;
  • сумки для продуктов;
  • тостеры (очистить и спрятать до конца Пейсаха);
  • чемоданы;
  • чердаки;
  • школьные парты и индивидуальные шкафчики;
  • школьные портфели.

На следующее утро, приблизительно за два часа до наступления полудня, собранный хамец, — в том числе и упоминавшиеся десять кусочков хлеба — сжигают вместе с остатками завтрака. Этот обряд называется битуль хамец. Вместе с хамец сжигают также перо и деревянную лопатку. При этом произносят: «Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, чего я не заметил и не уничтожил, — пусть будет считаться ничем, как прах земной».

Поскольку нееврею Тора не предписывает соблюдения Пейсаха, он может хранить хамец. Раввин города или общины договаривается со знакомым неевреем, который соглашается откупить весь хамец у евреев — жителей города или членов общины. Раввин составляет документ, который в соответствии с предписанием Торы о передачи собственности делает упомянутого нееврея владельцем всего хамец, принадлежащего евреям данного города или общины. Каждый, кто хочет продать свой хамец, таким образом, уполномочивает раввина действовать в качестве его представителя и записывает у него свое имя, адрес и местонахождение хамец. Теперь хамец может оставаться в доме у еврея, однако он не будет являться его собственностью. «Проданный» хамец должен быть заперт в отдельной комнате, чулане или шкафу и доступ к нему должен быть закрыт на протяжении всего праздника Пейсах. Сразу же по окончании праздника раввин «выкупает» весь хамец.

Источник: газета «Яхад»

«Путь к сердцам взрослых лежит через сердца их детей»

Когда люди, поверхностно наслышанные об иудаизме, заводят речь об особенностях еврейской жизни, то чаще всего не отказывают себе в удовольствии щегольнуть познаниями, мол, у вас, в отличие от христиан, целых 613 заповедей, одна другой интереснее: мясного с молочным не смешивать, огня в субботу не зажигать и т. д. Но порой такое поверхностное знание хуже полного отсутствия знаний на эту тему вообще, поскольку рождает у «мистера Всезнайки» уверенность, что раз он «разобрался в вопросе» в целом, то «подробности» ему ни к чему. Не в них же суть, в конце-то концов! Когда эдакой ходячей энциклопедией расхожих стереотипов оказывается человек, в принципе, отношения к еврейству не имеющий, то на это, пожалуй, можно просто не обращать внимания — «что он Гекубе, что она ему?» Однако гораздо хуже, если подобным образом начинает рассуждать еврей — ведь пренебрежительно отмахиваясь от традиций собственного народа, он рискует не только сам превратиться в «Абрама, не помнящего родства», но и из собственных детей воспитать хомо советикусов — одинаково равнодушных и к своей, и к чужой истории.

Но, как известно, насильно мил не будешь, и нет лучшего способа воспитать устойчивую у человека ненависть к чему-нибудь самому что ни на есть замечательному, чем начать ему это навязывать. Примеров тому не счесть — от курса русской литературы в советской средней школе до приснопамятной массовой украинизации. Уважение к собственным традициям — не исключение, и николаевский раввин Шолом Готтлиб понимает это как никто другой. Потому и не стремится, что называется, «кавалерийским наскоком» сделать всех николаевских «евреев по паспорту» «евреями по душе». В полном соответствии с заветами Любавичского Ребе, он учит евреев еврейству легко, почти играючи, что, тем не менее, не обесценивает этих уроков, но зато делает саму учебу радостной и запоминающейся.

С праздника Хануки в декабре минувшего года, вплоть до самого Пурима, 10 недель подряд, в еврейской школе «Ор Менахем», в «Хеседе» и в синагоге девочкам и женщинам каждую пятницу выдавались свечи для встречи Субботы. «Среди всех шестисот тринадцати заповедей нет более легкой и приятной, чем зажигание субботней свечи, — говорит директор школы Марина Кисловская. — Вы не представляете, как это приятно, когда такая свечка загорается в доме — такая красота! Эта маленькая свечечка горит, минимум, пять часов, и не кадит, не дымит… Ты зажег свечу — значит, все, началась Суббота, а ты ее освятил». Но помимо того, что сам по себе этот обряд не может не доставить удовольствия и не принести в дом покой и радость, реб Шолом добавил в него еще и элемент соревновательности. Вместе со свечами, открыткой с благословениями, расписанием прихода Субботы, подсвечниками и т. д., выдавались еще стикеры с буквами, из которых необходимо было собрать два слова: «Шабат Шалом». Тем, кто собирал эти слова, вручались «промежуточные призы» — наборы косметики, различные кухонные принадлежности и т. д., но главное — это большой розыгрыш призов, который состоялся по истечении десяти недель, главным среди которых была… газовая плита «Индезит». Причем, розыгрыш призов производился абсолютно открыто, путем жеребьевки, так что, хотя разочарованные, конечно, остались, но обиженных не было — это точно.

Впрочем, подарки — это далеко не главное. Гораздо важнее, что те, кто попробовал соблюдать эту приятную и необременительную заповедь, теперь уже сами, безо всяких поощрений со стороны, хотят это делать и дальше. Марина Кисловская рассказывает: «Каждый человек имеет какие-то свои проблемы. Он однозначно уповает на Б-га в большинстве своих трудностей. Не зря же мы так часто повторяем: „Слава Б-гу“ или „не дай Б-г“. Ясно, что где-то подспудно это в человеке живет. Так вот, когда женщина зажигает субботнюю свечу, она в этот момент может просить обо всех своих сокровенных желаниях. Ну, и к тому же, нельзя забывать еще одного важного момента: ведь Любавичский Ребе организовал всю эту систему посланников для того, чтобы спасти евреев от ассимиляции, поэтому, организовывая все эти школы, детские садики, лагеря, мы помним о его призыве: „Вернуть сердца родителей через сердца детей“. И это действительно работает, родители часто рассказывают нам, что их дети приходят домой из школы или садика и учат уже их тому, чему здесь их научили учителя и воспитатели. Да что там говорить о ком-то, у меня ведь есть и свой ребенок. Так вот, она себя гораздо раньше осознала еврейкой, чем я. Понимаешь, я-то, конечно, знала, что у меня мама, бабушка, дедушка по материнской линии — все евреи. Но что именно это значит, я в те годы, когда формировалось мое сознание, я еще не понимала. Но зато моя дочь уже прекрасно все знает. И мы с ней дома с удовольствием зажигаем свечи… Конечно, мы вряд ли сможем соблюдать все заповеди, в том числе, и Cубботу, как это делают раввин и Дина, его жена. Но мы с дочерью четко для себя определили — уборку по дому, все основные хлопоты, мы должны однозначно закончить до Шабата. Понимаешь, это действительно освящение — ты зажигаешь свечу, и как-то уже перед самим собой неудобно, пока она горит, пылесосить, стирать, заниматься какой-то повседневной рутиной. Нет-нет, это действительно работает, причем, не только у нас в семье. Вот, у меня, скажем, есть старинная знакомая, Фаина Давидовна. Она тоже начала зажигать эти свечи. После Пурима я ей звоню: „Я вас поздравляю, вы выиграли электрочайник“. Она так обрадовалась: „Ой, мне обычно никогда во всяких лотереях не везет, а тут вдруг повезло!“, — Ну, вот видите, — говорю, — как хорошо: и богоугодным делом занялись, и еще и подарок получите, но, кстати, акция у нас продолжается… А она говорит: „Вы знаете, даже если бы и не продолжалась, я уже этого не брошу“. Понимаешь, она уже человек в возрасте, никогда раньше этого не делала, но раввин правильно сказал: тот, кто зажигал субботние свечи 10 недель подряд, уже этого не оставит».

К разговору подключается завуч Марина Добрянская: «У нас и детям это очень понравилось. Ко мне сегодня подходит девочка, спрашивает: „А можно я буду брать свечи и для моей сестры?“ Кстати, акция у нас продолжается — теперь надо собрать два других слова: „Царица Суббота“. Теперь главный приз — билет в Израиль. Конечно, тут очень трудно сказать, что первично — то ли желание выиграть приз, то ли удовольствие от выполнения самой заповеди. Но то, что дети точно делают это дома вместе с родителями — это факт. Вот, взять хотя бы такой пример: я спрашиваю у второклассницы: — Что ты делаешь с этими свечами? — Я их зажигаю. — А когда ты их зажигаешь? — А я не знаю, у нас дома висит такая штучка на холодильнике, там все написано. Мы действительно давали всем в самом начале такие магнитные таблички, где написано время зажигания свечей на каждую неделю. Ну что тут скажешь — значит, ребенок правду говорит, зажигают…»

— Это очень важно, что дети выполняют эту заповедь вместе с родителями, — подхватывает Марина Кисловская, — вот моей бабушке уже 88 лет, так это всколыхнуло в ней такую волну воспоминаний!.. Она — считай, ровесник Октябрьской революции, 1917 года рождения. То есть, ее семья, конечно, пока она была еще совсем маленькой, что-то еще соблюдала, а потом подобная верность традициям стала уже опасной. Так что все ее воспоминания — еще «родом из детства». И вот, она рассказывает мне, как на Песах мама доставала с чердака праздничную посуду, как по субботам они зажигали с ней свечи… Только представь себе: такая маленькая свечечка всколыхнула столько воспоминаний из ее далекого прошлого, которые в другом случае, возможно, так и никогда не вышли бы на поверхность. Однако воспоминания воспоминаниями, но она ж по воспитанию-то человек советский, поэтому моя дочь, ее правнучка, ее учит: «Ба, это надо так, говори за мной…» Вот это как раз и есть то, о чем мы говорим: вернуть сердца родителей через сердца, через знания детей. Вообще, в это трудно поверить, но знание о традициях своего народа понемногу, исподволь меняет отношение наших детей к жизни. Конечно, они все ведут абсолютно светскую жизнь, девочкам-старшеклассницам хочется и одеться помоднее, юбки там покороче, каблуки повыше… Это естественно, они же живут не в местечке, их окружает такая жизнь, какой живем мы все, и евреи, и неевреи. Но при всем этом, при том, что наши одиннадцатиклассники такие все современные, но они входят в дверь — обязательно коснутся мезузы. Так, когда они все вместе, здесь, в школе, может быть, их отличия не так уж и заметны — нормальные дети, современные, раскованные, но стоит нам с ними пойти куда-то, где есть ребята из других школ — и тут контраст просто бросается в глаза — они и ведут себя по-другому, и одеваются, и разговаривают. Описать это трудно, это просто надо видеть. Но именно это — мы и называем настоящим еврейским воспитанием.

Ярослав Индиков
Источник: газета «Яхад»

Месяц нисан

Месяц нисан  первый месяц согласно отсчету от месяца Исхода из Египта и седьмой по отсчету от тишрея. Корень его названия, как и остальных месяцев в еврейском календаре, вавилонский. В Писании он называется также месяцем весны. Нисан всегда полный — 30 дней.

Знак зодиака — Овен. Мудрецы различных народов рассматривают этот знак как образ бодливого барана, который идет впереди многочисленного войска. Наши еврейские мудрецы заменили этот образ на образ слабого ягненка. Как сказано: «Израиль — как заблудший ягненок».

Этим первым месяцем еврейского Зодиака управляет буква хей, представляющая «дыхание», из которого рождается речь. Людей отличает от иных созданий способность говорить, передавать мысли другим. Отсюда следует, что «правильная речь» — начало духовного роста. Праздник месяца — Пейсах. За пасхальным столом мы пользуемся даром речи для высшей цели общения с нашими детьми (и ребенком в себе), ощущая чудо присутствия Б-га в нашей жизни и нашей истории. Месяц посвящен колену Иегуды, от которого вели род цари Израиля. Жертвенное животное Песаха — агнец, что отражает знак Овна.

Согласно одному из толкований в месяц нисан был сотворен мир, в нисане родились праотцы, в нисане Израиль был спасен от египтян и в нем же произойдет грядущее Избавление.

Нисан считается Новым годом царей — каждый царь Израиля отсчитывает новый год своего царствования от начала месяца нисан, независимо от того, когда он вступил на престол.

1 нисан
постройка Ковчега Завета в пустыне
2 нисан
день смерти Ребе Рашаба, Рабби Шолом-Дов-Бера, 5-го Любавического Ребе
7 нисан
открытие Еврейского университета на горе Скопус
10 нисан
Мирьям, сестра Моше, умерла и была погребена согласно обычаю
11 нисан
день рождения 7-го Любавического Ребе, Рабби Менахема-Мендла Шнеерсона
13 нисан
занимаются поисками хамец, а также в 1943 году началось восстание в варшавском гетто, в 1947 году произошло взятие Хайфы в Войне за независимость
13 нисан
день смерти Цемах Цедека, Рабби Менахема-Мендла 3-го Любавического Ребе
14 нисан
принесение пасхальной жертвы, а также день рождения Рамбама, Рабби Моше бен Маймона
15 нисан
первый день праздника Песах
27 нисан
день памяти Катастрофы и героизма

Источник: газета «Яхад»