Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Новости за июль 2005 г.

Марш живых. Послесловие…

25—27 июля

Психологи, отслеживающие изменения в умонастроениях наших современников, отмечают, что в последнее время появилась новая категория людей: семинароголики. Поскольку и в стране, и в мире постоянно проводится неисчислимое множество всевозможных тренингов, семинаров, конференций, то возник феномен — люди, живущие на семинарах и ради семинаров, плавно кочующие их города в город, из страны в страну, изредка заезжающие домой разве что затем, чтобы сменить чемодан с теплыми вещами на сумку с летними нарядами. Для них уже не имеет значения тема, поскольку никаких практических действий по реализации полученных знаний эти люди уже не планируют — им важно удовольствие от общения, сам процесс поездок, смены мест.

Не уверен, что николаевский раввин Шолом Готтлиб слышал об этих исследованиях, но будучи человеком прозорливым и мудрым, он понимает, что мало организовать для местных евреев различные поездки, лагеря и семинары (а, благодаря авторитету раввина далеко за пределами Николаева, наша область получает приглашений и вакансий на подобные мероприятия едва ли не больше, чем любая другая в бывшем СНГ), нужно еще создать условия для применения их участниками полученных знаний. И, похоже, что кампанейщина — бич многих добрых начинаний, когда любое новое дело замечательно и эффектно начинается, а потом плавно сходит на нет и забывается, ибо уступает место новому Торжественному Началу очередной Великой Программы, николаевской еврейской общине не грозит.

Мы уже писали о международном Марше еврейской молодежи («Марше живых»), в котором приняла участие большая группа николаевских старшеклассников — учеников еврейской школы «Ор Менахем». Тогда ребята прошли по местам Холокоста в Польше, побывали в печально знаменитых лагерях смерти и вернулись совершенно потрясенными. Однако время способно сгладить любые переживания, а ежедневная рутина рано или поздно заставляет забыть о самых сильных впечатлениях прошлого, оставляя место и душевные силы для новых. Отдавая себе отчет во всех этих, в общем-то, очевидных фактах, руководители фонда «Ор Авнер» и раввин Шолом Готлиб организовали в Николаеве с 25 по 27 июля семинар еврейской молодежи, в котором приняло участие около 40 молодых людей не только из почти десятка городов Украины, но и из белорусских Бреста и Гродно. Главной его задачей стало дальнейшее обучение участников Марша Живых — обмен впечатлениями, лекции по истории и историографии украинского еврейства в ХХ столетии, о еврейских общинах западной и восточной Европы, об истории Холокоста в Украине, прочитанные учеными из Центра изучения Холокоста Е. Прайсманом и А. Подольским. Одни только названия лекций не могли бы не вызвать живого интереса даже у новичка, лишь начинающего знакомиться с историей еврейства, а учитывая, что молодежь, прибывшая на семинар, была уже, что называется, «в теме», причем, достаточно основательно, можно себе представить, с каким интересом воспринимались доклады на такие специфические темы, как, например, «Шабат в эпоху Катастрофы», прочитанный раввином из Белгород-Днестровского Ф. Чичельницким. Кроме того, трудно переоценить значение свободных дискуссий, где участники живо обсуждали такие вопросы, как, например, «Когда ты осознал себя евреем?» или делились впечатлениями от просмотренного вместе фильма «В присутствии моих врагов».

Не менее сильным по психологическому воздействию, чем поход в Марше Живых, оказалась для ребят поездка к памятнику жертвам нацизма в Воскресенске. И, хотя число погибших здесь — около 12 тысяч человек — значительно уступает Бабьему Яру или таким конвейерам смерти, как Треблинка или Освенцим, но сам факт, что это зверство (местные жители рассказывают, что потоки крови лились прямо из-под земли — расстрелянных сбросили в балку, слегка притрусив землей, а потом, при отступлении, подожгли) происходило здесь, в нескольких десятках километров от твоего порога, заставляет почувствовать прошлое как часть своей личной истории. Местные жители, бывшие свидетелями этой расправы, назвали бьющий неподалеку родник Еврейскими Слезами, а активист николаевской еврейской общины М. Я. Эйдельштейн, который, вместе с экскурсоводом нашего краеведческого музея Е. В. Гриневич водил участников семинара по местам воскресенской трагедии, потерял тут практически всю семью. Поэтому его многолетние исследования Холокоста на Николаевщине носят отнюдь не чисто академический характер. Мирон Яковлевич рассказывал, что еще долго после войны он находил тут то расческу, то детский сандалик — немые свидетельства, не менее страшные, чем гора обуви в Освенциме, так поразившая наших ребят во время Марша Живых.

Ну, и конечно же, несмотря на насыщенную программу семинара, в ней нашлось место и отдыху. Ребятам надолго запомнятся и экскурсия на катере, и долгие разговоры уже после занятий, ведь укрепление дружеских связей, завязавшихся во время марша по Польше, также было одной из задач организаторов.

Семинар едва успел окончиться, а раввин Готтлиб уже подготовил для николаевской еврейской молодежи новую программу: молодежный клуб «Нэцах», что в переводе с иврита означает «Победа». С 30 октября по 9 ноября еврейские юноши и девушки Николаева смогут совершить необыкновенное путешествие по Израилю в команде веселых сверстников из разных городов СНГ. Тот факт, что в Украине лишь два города — Николаев и Одесса были включены в эту программу, ясно свидетельствует о том, что организаторы этой поездки знают: николаевские ребята не зароют свои таланты в землю, полученные ими знания о еврействе будут расти и развиваться, давая обильные добрые всходы. И раввин Шолом, как настоящий духовный наставник, сумеет об этом позаботиться.

Ярослав Индиков, «Яхад»

Семинар для молодежи

25—27 июля

С 25 по 27 июля в г. Николаеве состоялся семинар для молодежи «Украина—Беларуссия», посвященный «Маршу живых» — походу по еврейским местам Польши, который ежегодно организовывает для молодежи один из членов Кнессета Израиля.

В первый день семинара прошла встреча ребят из Украины и Белоруссии, участвовавших в «Марше живых». После утомительной дороги всех участников тепло всретила школа «Ор Менахем» с организаторами семинара Мариной Викторовной Кисловской и Шоломом Готтлибом. После теплого приема для ребят была проведена экскурсия по зданию школы — они были приятно удивлены, увидев чистые, аккуратные и красиво оформленные классы. Особый восторг вызвали спортивный зал, класс информатики с современными компьютерами и полностью оборудованный для занятий кабинет химии. После экскурсии в актовом зале школы начался семинар, открытый вступительной речью раввина Николаевской еврейской общины Шоломом Готтлибом. В этот теплый вечер ребята обменивались впечатлениями от поездки в Польшу. Нужно было видеть лица детей своими глазами, когда они делились своими чувствами и мыслями от увиденного: гора обуви в Майданеке, страшная детская комната с многотысячным списком детей, погибших в этом концлагере, и многое другое. В этой беседе учавствовали гости — А. Подольский и Е. Прайсман, приглашенные из г. Киева для проведения лекций, посвященных межвоенному периоду евреев в Украине, еврейским общинам западной и восточной Европы, а также истории Холокоста на Украине.

Второй день семинара начался с поездки в поселок Воскресенск Николаевской области, где Мирон Яковлевич Эндельштейн, председатель совета ветеранов, проводил экскурсию по местам безжалостного расстрела более восьми тысяч евреев. В память этим жертвам был воздвигнут памятник, на котором зажигали свечи и читали молитвы все участники семинара. Вернувшись из Воскресенска ребят ждала прогулка на катере, а затем повара школы «Ор Менахем» приготовили барбекью в школьном дворе. В заключение вечера прошла беседа с раввином Ф. Чичельницким, несколько лекций, а также просмотр и обсуждение художественного фильма «Когда враг дышит в спину».

В последний день семинара после вкусного завтрака прошли две лекции: одна была посвящена истории холокоста на Украине (1941—1944 г. г.), которую провел А. Подольский, а вторая — шаббату в эпоху катастрофы, ее провел Ф. Чичельницкий. В завершении были подведены итоги семинара, участники выразили благодарность организаторам семинара и отправились обратно в путь с приятными воспоминаниями о проведенном времени.

Наталья Федоренко

Когда евреи постятся…

24 июля

У еврейского народа в году есть шесть дней, когда евреи постятся: Йом Кипур, 10 тевета, 17 тамуза, 9 ава, пост Гедалия и пост Эстер.

Йом Кипур — 10 тишрея — установлен Торой, это день раскаяния и искупления грехов; его называют, однако, днем трепета, но не днем траура.

Четыре траурных дня поста установлены пророками и объединены памятью о разрушении Храма и изгнании народа Израиля из Святой Земли. 10 тевета вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима, 17 тамуза были пробиты стены (перед разрушением Второго Храма), 9 ава — сожжен Храм (и Первый, и Второй); 3 тишрея мы постимся в память о смерти Гедалии, наместника Иудеи после разрушения Первого Храма.

Несмотря на то, что наши пророки установили эти траурные дни именно в память о событиях, связанных с разрушением Храма, на эти же даты выпали и многие другие трагедии в истории еврейского народа.

У еврейского народа 17 тамуза — день бедствий. В Талмуде перечисляются пять бедствий, случившихся в этот день:

  • Моше-рабейну разбил Скрижали завета при виде золотого тельца, сделанного нашими предками в пустыне;
  • во время осады Иерусалима (перед разрушением Первого Храма) в этот день прекратилось принесение ежедневной жертвы «тамид» из-за того, что невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это было признаком надвигающейся катастрофы;
  • как рассказывается в книге Ирмеягу, 9 тамуза во время осады Иерусалима в эпоху Первого Храма была проломлена городская стена, а в эпоху Второго Храма то же самое случилось 17 тамуза;
  • Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный путь поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию; сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев;
  • в этот день в Храме была водружена статуя идола. Согласно одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостомоса; согласно другой (так сказано в иерусалимском Талмуде), это совершил царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и «прославился» тем, что «затопил Иерусалим невинной кровью» и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

Однако вернемся к семнадцатому тамузу, ко дню бедствий и поста, установленного нашими мудрецами. Пост 17 тамуза начинается с рассвета и проводится так же, как и прочие общественные посты. «Основное значение поста — это не горе и не траур; его дело — прежде всего, пробудить наши сердца к раскаянию, напомнить нам проступки наших отцов и наши собственные и, таким образом, возвратить нас к добру. Как сказано: „Тогда признаются они в виновности своей и в виновности отцов их…“»

Траурные посты установлены для того, чтобы мы, вспоминая преступления, которые привели к несчастьям, пробудились для раскаяния. Ведь эти несчастья все еще на нас, потому что мы повторяем породившие их преступления. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен исследовать свои пути и раскаяться.

Итак, главное содержание поста — раскаяние; само же воздержание от еды и питья является лишь подготовкой к раскаянию.

Тот, кто не ест и не пьет, но проводит пост праздно, делает упор на второстепенное и не обращает внимания на главное. Но и раскаиваться не постясь, недостаточно, так как пост в эти дни предписан пророками и принят Израилем на протяжении многих поколений.

Официальный визит Анатолия Кинаха в Израиль

20 июля

Первый вице-премьер Украины Анатолий Кинах во главе украинской государственной делегации посетил с официальным визитом Израиль.

Вице-премьер Украины встретился с президентом Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваевым. Во встрече принял участие главный раввин Украины Азриэль Хайкин. В беседе высокопоставленные лица обсудили вопросы развития еврейской жизни в Украине и укрепления связей между украинским и израильским народами.

Анатолий Кинах также побывал у Стены Плача в сопровождении главного раввина Святых мест Израиля Шмуэля Рабиновича.

В ходе визита украинская делегация встретилась с представителями израильского правительства, с ведущими политиками и бизнесменами. На этих встречах рассматривались вопросы взаимовыгодного сотрудничества между Украиной и Израилем в ряде областей, в частности, особое внимание было уделено сотрудничеству в сфере транспорта и банковского дела.

«Все подчеркивают, что очень важно было бы создать эффективные механизмы, на основе которых объединить усилия с точки зрения высокого научно-технического, промышленного, природного и кадрового потенциала, учитывая, что Израиль является одним из лидеров по высоким технологиям, наукоемкому производству, биотехнологиям, генной инженерии, машиностроению. И здесь появляются уникальные возможности», — подчеркнул Анатолий Кинах.

Борис Бородин, АЕН

Официальный визит Анатолия Кинаха в Израиль
Официальный визит Анатолия Кинаха в Израиль
Официальный визит Анатолия Кинаха в Израиль
Официальный визит Анатолия Кинаха в Израиль

12—13 Тамуза — Праздник Освобождения

19 июля

В эти дни мы празднуем годовщину освобождения Шестого Любавического Ребе, рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона.

В полночь 15 Сивана 5687 (1927) года в Ленинграде, на Моховой, 22 после полуторачасового обыска чекисты увели Ребе в самое страшное по тем временам место — Шпалерку.

Ребе был арестован за создание широкой, охватившей всю советскую империю, сети хедеров и ешив, за оказание помощи нуждающимся евреям и другие, непростительные, с точки зрения большевиков, грехи. После девятнадцати дней следствия Ребе был приговорен к расстрелу: «По завершению следствия следователь Лулов объявил:
— В течение 24 часов вы будете расстреляны.
— Всевышний поможет! — ответил Ребе».

Может быть, впервые в истории ГПУ нашла коса на камень: давление мировой общественности заставило отменить приговор. Во главе борьбы за спасение Ребе стояли реб Мордехай Дубин, депутат латвийского парламента, и депутат бундестага доктор Оскар Кон.

3 Тамуза 5687 (1927) года приговор был заменен десятью годами каторги на Соловках, а спустя несколько часов снова заменен — ссылкой в Кострому на три года.

Десять дней спустя, 12 Тамуза, усилия главы российского Красного Креста Пешковой принесли новую победу: Ребе освобожден от ссылки и от всех административных ограничений.

12 Тамуза, в день своего рождения, Ребе должен был явиться в костромское ГПУ, чтобы отметиться, как положено ссыльному. Он пошел туда вместе с ребе Элияу-Хаимом Альтгойзом.

Их нагнал человек на велосипеде, сделал круг и проехал мимо, резанув тяжелым взглядом. Это повторилось еще несколько раз. Когда подошли к ГПУ, часовой отказался их пропустить, объявив, что сегодня в конторе выходной.

Евреи переглянулись. Это могло быть как правдой, так и чем угодно. С помощью такой уловки чекисты не раз и не два отправляли людей из ссылки в тюрьму. Тот, кто не расписался вовремя, считался в бегах. Поэтому реб Элияу-Хаим принялся скандалить, крича, что им назначено и, стало быть, их нужно пропустить. Часовой кричал в ответ, что не будет он впускать любого-всякого. Услышав шум, вышел на балкон один серьезный товарищ, в котором они узнали давешнего велосипедиста. Он спросил, в чем дело. Реб Элияу-Хаим отвечал, что они явились, согласно предписанию, а часовой уперся. Как быть?

Чекист сказал:
— А как зовут того, кто должен расписаться? Шнеерсон? Так это уже ни к чему. Мы получили телеграмму из Москвы, что его нужно освободить…

Тогда воскликнул реб Элияу-Хаим:
— В шутите или говорите правду? Если правду, то я должен сейчас же купить водки…

Чекист ответил:
— Здесь у нас не шутят.

Ребе и хасид повернулись и пошли обратно. По дороге Ребе Йосеф-Ицхак сказал:
— Водку надо купить, ты прав.

Он подошел к чистильщику обуви и велел надраить себе ботинки. Когда тот закончил, Ребе попросил это сделать еще раз. Потом Ребе объяснил, что после ответа велосипедиста у него страшно разболелись ноги. После первой чистки боль стала тише, но не прошла. А после второй прошла.

Так он стал свободным человеком вопреки всему.

Тот, кто имел затяжной конфликт с властями, знает, какое это выматывающее чувство — постоянно ощущать за спиной злой следящий глаз. Как будто у тебя мания преследования, только вот беда — от таблеток она не проходит, и друзей арестовывают по-настоящему, и выгоняют тебя с работы на самом деле. Я не знаю, в какой мере был подвластен страху Ребе Йосеф-Ицхак, но внешняя паутина слежки окружала его больше, чем всех. В Ленинграде рядом с его подъездом прогуливались парни из евсекции. На ехидут время от времени приходили люди с прямым до бесстыдства взглядом, которым важно было получить совет Ребе, как лучше перейти советскую границу или, наоборот, переправить из-за кордона ценности. Он отвечал им определенно и коротко — можно примерно догадаться что.

Но иногда… Но иногда ты видел, как рука Б-га простиралась над тобой, над друзьями, над синагогой, где ты молился, и откуда-то приходила уверенность, что советская власть задвинута далеко, и на свете только Б-г и евреи, и высокое небо над головой, и радость повсюду.

Так было в тот день — день его свободы, день рождения. Реб Михоэл Дворкин с бутылкой водки танцевал вокруг дома, где остановился Ребе, а еврейский паренек, сын хозяина дома, выделывал на заборе акробатические фигуры. Кто-то пел, кто-то плакал, коммунистов нигде не было. Ребе выразил свою радость так, как выражает Ребе: сказал маамар.

Назавтра он получил необходимые документы и вскоре в сопровождении почетного эскорта — двух представителей еврейской общины Костромы — выехал в Ленинград.

Эти два дня, 12 и 13 Тамуза, стали для хасидов ХАБАДа, для всех евреев праздником.

За рамками реальности

10 июля

С датой 3 Тамуза связано сразу несколько событий, так или иначе повлиявших на судьбу еврейского народа.

3 Тамуза 1927 года рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон был освобожден из под ареста, во время которого он находился в Шпалерной тюрьме в Ленинграде и отправлен в ссылку в город Кострому. В этом смысле, для хасидов этот день стал поводом для радости. Ведь ссылка означала спасение от самого страшного, что могло ожидать Ребе в застенках ГПУ и освобождение из тюрьмы.

Много лет спустя, вопреки всем законам и прогнозам, вопреки даже своим собственным правилам, зверь разжал свою пасть — карательные органы СССР отпускают Ребе РАЯЦа на свободу. Тот, кто был источником духовных сил и несгибаемой веры для всех евреев России, продолжил свою самоотверженную деятельность, пока не был вынужден покинуть ее пределы.

И в этот же день в 1994 году, его зять, ученик и преемник — 7-ой Любавичский Ребе покинул этот мир. Это тоже «освобождение» — освобождение от физических оков плоти и ограничений материального тела.

Старый, больной человек (92 года) покидает этот мир. Что тут удивительного или противоестественного? Для стороннего наблюдателя, безусловно, ничего. Но для нас, хасидов своего Ребе, это событие (Ребе ушел в ночь на воскресенье, когда Суббота уже закончилась, сразу с наступлением 3 Тамуза) того же порядка, что и два предыдущих. Иегошуа, остановив солнце, отменил на время законы природы. Ребе РАЯЦ, выйдя на свободу, оказался выше человеческих законов и законов истории. Ребе 3 Тамуза, выйдя за рамки реального, сделал последнее усилие — передал «эстафету» нашему Праведному Мошиаху.

Именно ему принадлежит заслуга в пробуждении и формировании национального сознания и религиозного духа мирового еврейства и период после Холокоста.

Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, обладал неповторимой еврейской индивидуальностью. Часто его последователи и поклонники во всем мире называют его «Тот самый Ребе». Он излучал надежду, энергию и мужество во времена всеобщего смятения, безысходности и отчаяния.

Выдающаяся проницательность Ребе, гуманитарный и мировой опыт, сострадание к другим, способности руководителя и мудрость сделали его легендой при жизни и завоевали ему восхищение, уважение и благоговение всех, кому приходилось его знать.

Всеобъемлющие знания Ребе во всех сферах интеллектуальной жизни, вплоть до медицины и математики, поражают воображение. Однако, несмотря на всю ученость, Ребе постоянно продолжал учиться, он настаивал, что интеллект должен быть использован для дел и только для добрых дел.

Для тех, кому посчастливилось встретиться с Ребе, получить ответ на письмо, доллар с благословением, помолиться в Миньяне, да и для тех, кому не вышло побывать «севен-севенти» (резиденция Ребе в Нью-Йорке) — не проходит дня без пронзительной боли, без тревожной памяти. Но книги на полке говорят: связь возможна, диалог продолжается, праведники не оставляют этот мир. Праведники не умирают.

«Не строят памятники праведникам, слова их — памятник им». А дела и слова Ребе мы помним хорошо: и о любви к каждому еврею, и о защите земли Израиля, и о бескомпромиссном, жертвенном соблюдении Торы, и о близости времен Мошиаха. А ведь это больше, чем слова — это ощутимая объективная истина. Это не умирает.

Месяц тамуз

8 июля

Тамуз — четвертый месяц из двенадцати месяцев еврейского календаря от Нисана и десятый месяц от тишрея. Как у большинства других современных названий месяцев, корень его названия — вавилонский. Месяц тамуз всегда неполный — 29 дней. Его знак зодиака — рак. Этим месяцем управляет буква «хет», что означает «страх». Рак, краб — пассивное существо, склонное убегать и прятаться. Этот летний месяц ставит перед нами задачи использовать способность мыслить, говорить и действовать Б-гобоязненно, избегая ситуаций, противных велениям совести. Следствие того, что евреи ослушались велений Б-га — печаль в этом и следующем месяцах в память о разрушении Храма. Этот месяц посвящен колену Реувена, чье имя происходит от слова «зрение». Эту способность мы стремимся совершенствовать весь месяц. «Неправильное видение» ведет к разрушению и скорби; «правильным видением» мы увеличиваем святость в мире, сосредотачиваясь на всем позитивном.

В период тамуза жара усиливается. В Писании сказано: «И вот там сидят женщины и оплакивают тамуз» (Иехезкель, 8:14). Тамуз — вавилонский идол, божество цветения и пробуждения природы весной. Он царствует три весенних месяца — нисан, ияр и сиван, а в месяце тамуз с увяданием растений он умирает, и женщины оплакивают тамуз из года в год.

С месяца тамуз начинается лето. Тамуз — месяц греха золотого тельца, создание которого привело к тому, что Моше разбил Скрижали Завета. 17 Тамуз начинается три недели (до 9-го Ава), в течении которых мы вспоминаем о разрушении Священного Храма в Иерусалиме.

В этом месяце Моше послал разведчиков, чтобы они обследовали землю Израиля, и потом рассказали о ней всему еврейскому народу. Они вернулись 9-го ава, и объявили, что эту землю невозможно захватить, тем самым, продемонстрировав отсутствие достаточной веры.

1 Тамуза
Родился 11-й сын Яакова — праведный Йосеф.
3 Тамуза
В этот день в 1927 году пришло известие, что 6-й Любавичский Ребе, рабби Йосеф Ицхак будет освобожден из Шпалерной тюрьмы и отправлен на три года в ссылку в Кострому, что означало спасение. 3 Тамуза в 1994 году душа 7-го Любавичского Ребе, рабби Менахема Мендела Шнеерсона покинула этот мир.
4 Тамуза
Скончался внук РАШИ Яаков бен Меир, известный как Рабейну Там, один из авторов комментариев к Талмуду «Тосафот». А также был схвачен и заточен в крепость в 1286 году один из великих раввинов средневековья рабби Меир бен Барух (МАГАРАМ) из Ротенбурга (1215—1293). Он отказался от выкупа, и остаток жизни провел в застенках.
5 Тамуза
За 11 лет до разрушения 1-го Храма (597 до н.э), был угнан в вавилонский плен иудейский царь Иояхин и его сановники. В этот же день в 5404 году в Париже были публично сожжены еврейские святые книги.
9 Тамуза
Начался голод в осажденном Иерусалиме. В тот же день пали городские стены и город был захвачен.
12 Тамуза
В 1927 году, в день своего рождения, был освобожден 6-ой Любавичский Ребе, рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон (рабби РАЯЦ) (1880—1950). В тот момент он находился в ссылке в городе Костроме. На следующий день он уже праздновал свое освобождение вместе со своими хасидами в подмосковном поселке Малаховка. С тех пор дни 12—13 Тамуза стали отмечаться, как праздник Освобождения.
15 Тамуза
Был убит Хур, сын пророчицы Мирьям и Калева бен Йефуне, за то, что пытался остановить изготовление Тельца.
17 Тамуза
Праведник Ноах выпустил голубя из ковчега — намек на еврейский народ, который уподобляется голубке. В этот день началось разрушение Храма. Пять несчастий произошли в этот день: были разбиты Скрижали, прекратилось ежедневное жертвоприношение в Храме, был взят Иерусалим, злодей Апостомус сжег свиток Торы и римлянами был установлен идол в Храме.
23 Тамуза
Крестоносцы захватили Иерусалим и там жестоко расправились с 5000 евреев.
28 Тамуза
В возрасте 68 лет умер великий мудрец и комментатор раббейну Шломо Ицхаки (РАШИ) (1040—1105).