Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Новости за сентябрь 2005 г.

Если рядом заплакал ребенок…

22 сентября

18 день месяца Элул — особо памятная дата. Это день рождения основателя Движения хасидизма — Рабби Исраэль Баал-Шем-Това и день рождения создателя Учения Хабад — Рабби Шнеур-Залмана из Ляды или, как часто его называют, Алтер Ребе.

Первый из них — два с половиной столетия назад — своим учением и личным обаянием привлек к себе тысячи людей. Второй — полвека спустя — разработал философскую систему хасидизма, получившую имя Хабад, и положил начало Любавичскому Движению.

Рабби Исраэль Баал-Шем-Тов — сокращенно Бешт — родился и вырос в одной из еврейских общин, пережившей ужасы погромов Богдана Хмельницкого. Кровавое побоище, развязанное Хмельницким в западных районах нынешней России, унесло множество жизней (по разным источникам, погибло от 100 до 300 тысяч евреев; их уничтожали без различия пола и возраста). Сотни еврейских общин были стерты с лица земли и немногие, чудом уцелевшие, впали в отчаяние. Последствия ужасной трагедии ощущались еще и при жизни Бешта, отчего значительная часть его деятельности была посвящена заживлению страшной раны в душе народа.

Это обстоятельство очень существенно для понимания сути учения Баал-Шем-Това, однако неверно было бы полагать хасидизм исключительно средством врачевания страдающих духовно, но бесполезным для людей нравственно здоровых. Одно из основных положений учения Бешта утверждает жизненную ценность и необходимость хасидизма для духовного здоровья каждого еврея. Учение Баал-Шем-Това возникло как жизненная необходимость, как путь к возрождению религиозного еврейства. Хасидизм вдохнул живую душу в еврейскую религию. Бешт подарил гонимым великое благо — внутреннюю свободу и радость. Он учил находить счастье в вере, удовлетворение — в высокой нравственности и искать проявления Б-га во всем окружающем.

Нелегкими были детские и юношеские годы Баал-Шем-Това. Он рано осиротел, и отец оставил ему в наследство лишь мудрый и благочестивый завет:«Не бойся никого, кроме Б-га, и люби всем сердцем каждого еврея».

Пятилетний мальчик был взят на попечение еврейской общиной, получил обычное по тем временам образование, но благодаря незаурядным способностям смог продолжить обучение. В молодые годы Бешт много странствовал по еврейским местечкам Запада нынешней России, где цветом общества в то время были знатоки Торы, а малограмотные, но честные простые люди считались евреями второго сорта.

В 5494 (1734 г. по н.л.) 36-летний Бешт окончательно поселяется в местечке Межибуж и начинает дело своей жизни — учит евреев мудрости хасидута. Иудаизм и Тора, говорил Рабби Исраэль Баал-Шем-Тов, достояние всех евреев, независимо от их общественного положения или образования. Каждый еврей способен в полной мере служить Б-гу, и в это служение должна входить готовность жертвовать собой — в меру сил своих — ради блага других евреев. Легко себе представить, как воспринимали слова Бешта простые люди — ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы, исключенные до этой поры из благодатного мира Торы из-за недостаточной образованности.

Бешт учил, что сила молитвы неиссякаема. Однако молитва — это не только просьба, обращенная к Б-гу; это еще и чувство слияния с Б-гом, когда молящийся как бы теряет ощущение своего отдельного существования и соединяется с вечным существованием Всевышнего. Такое состояние приносит ощущение огромной радости и счастья, в чем и заключается подлинное почитание Б-га. Столь же радостным должно быть исполнение заповедей Торы.

Учение Баал-Шем-Това вскоре привлекло к нему ревностных последователей. Среди тысяч его учеников оказались самые авторитетные раввины и ученые. Они переносили свет учения Бешта в свои общины, и очень скоро, еще при жизни Баал-Шем-Това, хасидизм получил широкое распространение. Спустя полвека к нему примкнула половина еврейского населения Восточной Европы.

Рабби Исраэль Баал-Шем-Тов скончался в возрасте 62 лет«в 1760 г. по н.л.». Он не оставил письменных трудов, но его учение было записано учениками, и один из них — Рабби Довбер из Межрича, следующий после Бешта глава хасидов — стал учителем прославленного Рабби Шнеур-Залмана из Ляды.

Рабби Шнеур-Залман или Алтер Ребе, создатель философской системы хасидизма — Учения Хабад, родился в 5505 году 1745 г. по н.л.). С детских лет проявил он задатки будущего гения и — как вспоминал он впоследствии — одним из главных его переживаний от пяти до пятнадцати лет было то, что Великое Учение Торы дается ему слишком легко и он не понимает, что такое трудности учебы, обычные для его сверстников. Свободное от изучения Торы время юный гений посвящал занятиям математикой и естественным наукам. В 12 лет с ним как с равным обсуждали проблемы Торы крупнейшие гаоним.

Рабби Шнеур-Залман оставил много трудов, ставших классикой философской литературы Хабада. Основной же его вклад в хасидут — религиозно-философская система еврейского мировоззрения, которая учит осознанию Творца. Полагая, что вера в Б-га есть основа нашей религии, Учение Хабад в то же время подчеркивает необходимость ее понимания для подлинного служения Б-гу умом и сердцем.

«Хасидизм учит, — писал Алтер Ребе, — ум управляет сердцем. Нужно уметь главенствовать над порывами и чувствами, сохраняя их для истинной любви и почитания Б-га, претворяя их в благодеяние и благотворительность на пользу ближнему. Такова первейшая цель каждого хасида, цель, которая обещает конечное торжество великого дела».

Хабад — это система, позволяющая проникнуть в глубочайшие тайны Творения. Одновременно она широко использует примеры житейского опыта, что делает Учение понятным даже и тем, кто не склонен к абстрактному мышлению. В том-то и ценность философии Хабада: она доступна каждому и вдохновляет изучающих ее не останавливаться на теории учения, а претворять свои знания в конкретные действия.

Сущность учения Рабби Шнеур-Залмана раскрывает главная его книга — «Ликутей Амарим», более известная под названием «Танияraquo; (по первому слову начальной главы). Рабби Шнеур-Залман хотел, чтобы «Тания» — этот краткий свод философской системы Хабада — была доступна как можно большему числу читателей, начиная с тех, кто обладает аналитическим и пытливым складом ума, и, кончая теми, кто не имеет подобных склонностей. Поэтому первые находят в этой книге бесконечную глубину, а последние ценят ее за поучительность и духовное содержание.

«Тания» была и остается священным текстом для последователей Хабада. Этот труд, который многие заучивают наизусть, неисчерпаем на любом уровне прочтения и толкования. И в 19-м, и в 20-м веках «Тания» переиздавалась десятки раз и была переведена на многие языки мира, в том числе (пока еще частично) — на русский.

С той поры Учение Хабад стало практическим руководством для поколений евреев независимо от их имущественного состояния и общественного положения. Оно указывает путь к совершенствованию умственных и душевных качеств, имея конечной целью нравственную гармонию человека. Однако предводители Движения Хабад никогда не ограничивались только духовным развитием нашего народа. Не меньшее внимание они всегда уделяли условиям жизни еврейской общины. Краеугольный камень системы хасидизма — любовь еврея к еврею, и эта любовь к собрату должна быть полной, без оговорок. Если кратко и просто сформулировать главную цель Любавичского движения, она гласит: улучшение условий жизни и духовное развитие еврейского народа. Первый Любавичский Ребе, Алтер Ребе или Старый Ребе, как называют его хасиды, Рабби Шнеур-Залман из Лады всей своей жизнью доказал величие заповеди «любовь еврея к еврею». Духовный руководитель хасидов, Рабби никогда не оставлял без внимания материальное благополучие своих собратьев. Он много времени и сил уделял сбору, средств для помощи им и усиленно занимался разнообразными экономическими проектами, способными хотя бы в какой-то мере облегчить жизнь полунищего еврейства России.

Насколько Рабби Шнеур-Залман считал любовь еврея к еврею основополагающей заповедью жизни, видно из следующего эпизода, связанного с сыном Алтер Ребе — Рабби Дов-Бером — будущим вторым Любавичским Ребе.

Рабби Дов-Бер отличался глубокой сосредоточенностью в молитве и учебе. В эти минуты он переставал замечать окружающее. Однажды Рабби Дов-Бер занимался в комнате, где стояла колыбель с грудным ребенком. Нечаянно ребенок выпал из колыбели, залился громким плачем и плакал до тех пор, пока с верхнего этажа, прервав работу, спустился Рабби Шнеур-Залман. Он поднял ребенка и долго убаюкивал, ожидая, когда он окончательно успокоится. А Рабби Дов-Бер, погруженный в занятия, не заметил ни плача ребенка, ни появления отца. И Рабби Шнеур-Залман укоризненно объяснил сыну, что никто не вправе углубляться в учебу или молитву, если рядом плачет маленький ребенок. Этот эпизод однажды прокомментировал нынешний Любавичский Ребе — Рабби Менахем Мендел Шнеерсон.

«В наше время, — сказал Ребе, — многие дети по разным причинам «выпали» из колыбели или никогда не были в ней — колыбели истинного еврейства». И они плачут — иногда явно слышимым, а иногда неслышным плачем. Это плачет их душа, которая жаждет еврейского воспитания в наших святых традициях.

Есть также много взрослых евреев — взрослых по годам, но малолетних или даже совсем младенцев с точки зрения Торы и исполнения Мицвот. Плачут и они, то есть душа их плачет, она жаждет истинной и нравственной жизни — в противовес пустоте их жизни нынешней, лишенной цели и содержания.

Нельзя не услышать плач и крик этих детей и младенцев еврейского народа, нельзя не помочь им в углубленном изучении Торы. К каждому из нас обращены святые слова Алтер Ребе — Рабби Шнеур-Залмана из Ляды: «Не прячьтесь от крика плачущих детей. Надо оторваться от всех ваших дел и проблем и поспешить к этим детям. Успокоить их, исполнить их желания и вернуть их в отчую колыбель — колыбель Еврейства, к нашему единому Отцу, чтобы они учили Его Тору, исполняли Его заповеди, и тогда они заживут полноценной и счастливой жизнью…»

«Из пепла забвения»

14 сентября

14 сентября — день памяти и скорби по жертвам Холокоста, погибшим в п.г.т. Березнеговатое в 1941 г. В этот день районная администрация подготовила для своих жителей и гостей программу под названием «Из пепла забвения». Из Николаева, Одессы и Херсона приехали бывшие жители Березнеговатого, которые все еще помнят родные места и связанную с ними трагедию.

Утром в помещении Березнеговатской школы был проведен урок для учеников 10—11 классов с участием заместителя председателя Николаевской еврейской общины Григория Эммануиловича Анбиндера.

После урока районная администрация, жители города и гости отправились на место перезахоронения 998 евреев, которые стали жертвами Холокоста и были расстреляны в 1941 г. Все эти люди были жителями еврейского поселения Нагартава, расположенного в Березнеговатом. От этих мест и появилось название — «нагартава» означает «на хорошей горе», ведь все село расположено на холмах. К несчастью, гора оказалась для них не такой уж и««хорошей». Ночью 14 сентября 1941 г. фашистские захватчики вывели всех еврейских мужчин, женщин и детей за пределы села и начали жестокое уничтожение, сбрасывая тела в глубокий ров. Почти никто не смог спастись — сейчас в Березнеговатом проживает всего 8 евреев.

Представители районной администрации рассказали обо всех этих ужасных событиях и передали слово раввину Шолому Готтлибу, который прочитал специальную молитву «эль моле» в память о евреях, погибших от рук фашистов. Григорий Эммануилович Анбиндер собрал миньян и прочитал поминальную молитву «кадиш».

Следующим пунктом программы было село Романовка в Березнеговатском районе. Именно здесь в этот же день пятьдесят четыре года назад были собраны в синагоге и расстреляны 960 евреев, проживавших в этом селе. До сих пор возле дороги стоит давно заброшенная синагога — после 14 сентября 1941 г. в нее некому приходить. Среди планов администрации — отреставрировать синагогу и организовать в ней еврейский музей. Районная администрация пригласила гостей на торжественное открытие памятной плиты в честь погибшего в этот день еврейского населения села. Плита расположена возле памятника погибшему еврейскому народу, который был установлен в 1978 г. и взят под шефство сельской школой. Ветеран войны, участвовавший в освобождении с. Романовка, рассказал о событиях, очевидцем которых он был.

В Березнеговатом гостей ждало посещение районного музея, в котором выставлены предметы быта жителей города с давних времен. Здесь были древние грабли и кувшины, старинный граммофон и дореволюционная швейная машинка «Зингер», масса образцов советских агитационных плакатов и старых фотокарточек известных жителей села. Отдельная экспозиция была посвящена еврейскому населению. Раввин Шолом Готтлиб и заместитель председателя Николаевской еврейской общины Г. Э. Анбиндер передали музею подарки — древние и традиционные свитки, кипы, ханукальные свечи и мезузу.

Помимо просмотра экспонатов в музее была проведена презентация книги историка Юрия Котляра «Еврейские колонии Березнеговатщины». В ней автор проследил традиции местного еврейского населения и их влияние на украинских жителей города — оказалось, что очень многие истинно еврейские обряды очень прочно вошли в быт местных украинцев. Всем желающим были подарены экземпляры книги с авторским автографом.

На этом интересная и насыщенная программа была закончена. У районной администрации есть еще множество планов на будущее по развитию еврейства и изучению его истории в этом районе. Нам же остается поблагодарить их за радушный прием и пожелать успехов во всех начинаниях.

Е. Федоренко

1 сентября в школе «Ор Менахем»

1 сентября