Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Новости за январь 2006 г.

Месяц Шват

30 января

Шват — пятый месяц еврейского календаря, согласно которому год начинается с месяца тишрей, и одиннадцатый, начиная от месяца нисан.

Слово «шват» встречается уже в Торе, оно имеет несколько различных значений: «посох», «палка», «бич», «черенок лозы», «ветка», «племя», «колено», «род». Такое значение как «палка», «бич» связанно с характерной для этой поры погодой — ливни обрушиваются на землю Израиля и, как будто розгами, хлещут по всему, что существует на ее поверхности.

То что название месяца имеет и такие значения, как «ветка», «черенок», связанно с тем, что в этом месяце мы отмечаем Новый год деревьев. Почему именно в месяце шват? Есть мнение, что с этого месяца деревья начинают «пить» воду дождей, которые выпали уже в этом году, а не влагу, сохранившуюся в почве с предыдущего года. По другому мнению, в этом месяце наступает потепление в земле Израиля, и растения начинают оживать и возрождаться.

Знак зодиака, соответствующий месяцу шват, — водолей, на иврите «дли», что означает «ведро». Символизирует обилие воды, как сказано в Торе: «Переливать будет вода через край ведер» (Бемидбар, 24:7). В этот месяц делали запасы воды, наполняя ею резервуары. Только что посаженные молодые деревья также обильно поливают водой. К концу месяца дожди выпадают реже, уже заметны первые признаки весны: на деревьях появляются листочки, раньше всех пробуждается к жизни миндальное дерево. Вся страна покрывается пестрым ковром весенних цветов — цветут анемоны, нарциссы, фиалки…

24 Тевета — день смерти Алтер Ребе

24 января

Алтер Ребе

Давным-давно в белорусском местечке Лиозно жили-были рабби Борух и его жена Ривка. Рабби Борух Познер, один из известнейших мудрецов своего времени, происходил из знатного рода, знатного не только по еврейским, но и по любым меркам. Еще бы, ведь он был потомком знаменитого Магараля из Праги и, следовательно, являлся прямым потомком царя Давида.

Рабби Борух и ребецин Ривка были благочестивыми евреями, но, несмотря на то, что они были вместе уже много лет, детей у них все еще не было. И вот, однажды, Борух и Ривка решили поехать в Меджибож к рабби Исроэлю Баал-Шем-Тову, чтобы попросить у него благословение на рождение детей. Шаг был не вполне обычный — слава великого цадика Баал-Шем-Това гремела по всей Волыни и Подолии, катилась по Галиции и Червонной Руси, забираясь даже в Малую и Великую Польши, но здесь, в Белоруссии и Литве, на сторонников нового учения смотрели косо.

18 элула, аккурат в день рождения рабби Исроэля, супруги прибыли в Меджибож, во время трапезы, устроенной в честь этого дня, Баал-Шем-Тов пообещал рабби Боруху — ровно через год у тебя родится сын.

Понятное дело, что ровно через год, 18 элула 5505 года (15 сентября 1745 г.) у счастливой пары родился мальчик, которому в честь деда по отцу, дали имя Шнеур Залман. В этот день Баал-Шем-Тов, был очень весел и на все расспросы учеников отвечал, что дескать сегодня в этот мир пришла новая душа, имя которой — Шнеур (на иврите шней ор — «два светила»), и ей суждено осветить мир двумя источниками — светом Открытой Торы и светом хасидизма.

Опшерниш (первая стрижка) Шнеур Залмана проходил 18 элула 5508 года в Меджибоже. Сам Баал-Шем-Тов остриг Шнеуру волосы, после чего благословил ребенка. По дороге домой малыш попытался выяснить у папы, кто этот таинственный незнакомец? «Дедушка» — ответил отец.

Между тем, благословение цадика данное рабби Боруху и ребецин Ривке, оказалось действенным и у юного Шнеура появились три брата Иегуда Лейб, Мордехай, Моше, а также сестра Сара.

С юных лет Шнеур проявлял незаурядные способности, поэтому Меламед отказался от него, заявив, что уже ничему не может научить этого ребенка. По счастью, у Шнеура Залмана был отец, весьма сведущий в еврейских науках, так что дальше он занимался под руководством папы.

А немногим позже у жившего неподалеку графа Шексинского испортились чудесные солнечные часы. В центре часов стоял столбик (гномон) и тень его указывая на соответствующую цифру, сообщала всем, который час. И вдруг, часы испортились. С двух до пяти часов они не работали! Множество научных светил ломали голову над загадкой, а ответ нашел Шнеур Залман. Оказывается, деревья на пригорке выросли настолько, что заслоняли с двух до пяти солнечные лучи! Слава юного мудреца вышла далеко за пределы Лиозно, и один из витебских богачей пожелал выдать за него замуж свою дочь. 12 ава 5520 года (25 июля 1760 года) в городе Витебске, в возрасте 15 лет, господин Шнеур Залман пошел под хупу с госпожой Стерной. После свадьбы он поселился в доме тестя. Юный муж учил Талмуд, а с 18 лет начал изучение Каббалы. Двадцатилетний Шнеур, решил, что учиться-то он умеет, а вот молиться… Так Шнеур Залман пришел в Межерич, к рабби Дов Беру.

Годы учебы в Межериче были необыкновенны во всех смыслах. Как вспоминал потом сам Алтер Ребе: «Когда мы были у нашего учителя в Межериче, мы черпали святой дух целыми ведрами, а чудеса валялись там просто на полу, и никто даже не думал их подбирать, в Межериче считали, что чудеса — не аргумент».

Сам Магид, рабби Дов Бер предсказал, что «этот маленький еврей будет раввином всей Белоруссии». Так оно и случилось. Не сразу, конечно же, но случилось. А пока он учился и начал по настоянию Магида писать «Шулхан Арух». К сожаленью, до нас дошла только одна часть рукописи из трех (две другие сгорели во время пожара), но и этого было достаточно, что бы этот «Шулхан Арух» стал классической книгой.

В 1772 году 27-летний Шнеур Залман вернулся домой и собрал вокруг себя несколько молодых мужчин, с которыми начал учить хасидут. Эти люди, ставшие его последователями и положили начало хасидуту ХаБаД. В отличие от «южных ветвей» хасидизма (украинской и польской), где большое внимание уделялось эмоциям, ХаБаД делал больший упор на знания и учебу, что отражено в его названии.

Последние годы жизни Алтер Ребе, основателя хасидского движения ХаБаД, пришлись на период войны между наполеоновской Францией и Россией.

Наступление французской армии вынудило Ребе покинуть дом. Пять месяцев он провел в скитаниях, тяжело заболел и 24 числа месяца тевет оставил наш мир.

Его сыновья так описывают уход Ребе: «Темная сторона этого мира превозмогла, и его душа покинула нас, оставив нам память о множестве совершенных им чудес. Да будет благословенна его память! Он учил Тору до последней минуты. На исходе субботы он произнес благословение, отделяющее субботу от будней, в особо приподнятом настроении. После этого он возвратил свою душу Всевышнему. Все присутствующие ощутили гнетущую пустоту и неизбывное горе…»

Рабби Шнеур Залман скончался в селе Пены Слободско-Украинской губернии (ныне Курская область) и был похоронен на ближайшем еврейском кладбища, в местечке Гадяч, Полтавской губернии.

Алтер Ребе оставил после себя троих сыновей: Дов Бера (Мителер Ребе), Хаима-Авраама и Моше, а также трех дочерей: Фрейду, Двору Лею и Рахель. Ну и конечно остались сидур, книги «Тания», «Шулхан Арух», «Шеелот у-тшувот», «Тора Ор», «Ликутей Тора», «Маамарим», «Игрот кодеш».

И, конечно же, остался хасидут ХАБАД…

20 Тевета — годовщина смерти Рамбама

20 января

20-е тевета по еврейскому календарю — день памяти великого мудреца 12 века Рабейну Моше бен Маймона (сокращённо Рамбама).

Рамбам родился в г. Кордова в Испании за несколько лет до того, как еврейская община Испании была разгромлена арабскими мусульманскими фанатиками, вторгшимися в Испанию из Северной Африки. Семья Рамбама была известна своей ученостью. Его отец рабби Маймон бен Йосеф, был судьей в общине Кордовы и одновременно выдающимся талмудистом, автором комментариев к Торе и многих других трудов, посвященных еврейским праздникам и ритуалам. Юность Рамбама пришлась на годы изгнания и скитаний. Несмотря на это, он не оставил учебу. Его главным наставником был отец. Под его руководством Рамбам приобрел широчайшие познания во всех областях Торы. Помимо этого ему удалось усовершенствоваться в таких науках как медицина и философия. На территории Северной Африки им было написано знаменитое послание «Игерет шмад» в защиту евреев, которые под страхом смерти заявили о совеем якобы переходе в ислам, однако продолжили ощущать себя частью народа Израиля. Когда об этом послании стало известно властям, семья Рамбама была вынуждена бежать в Страну Израиля. Однако и ее им пришлось вскоре оставить из-за непрекращавшихся войн между мусульманами и христианами. Семья переехала в Египет, в Александрию, где Рамбам встал во главе еврейской общины в Постате. Ему удалось сплотить общину и нейтрализовать влияние караимов.

Еврейская община, стремясь поддержать Рамбама и дать ему возможность спокойно работать, предложила ему полное содержание, но он отказался. Не принял он также предложений жить обучением Торы.

Гениальный во всем, чем бы он ни занимался, Рамбам избрал профессию врача и несколько лет спустя стал светилом первой величины на медицинском небосклоне. Слава о враче, успешно излечивающим многие болезни, вскоре распространилась за пределы еврейской общины Каира. Искусного медика пригласил к себе главный визирь страны Аль-Кади аль-Фадил аль-Байсами. Восхищенный талантом и знаниями еврея, главный визирь рекомендует его султану Саладину и, хотя во дворце всегда был избыток лекарей, Рамбам становится первым из них, т. е. главным врачом огромной державы, распростертой от Египта до Сирии.

Проникшись уважением к широко образованному и мудрому человеку, султан назначил его лейб-доктором своей семьи и не раз прибегал к его советам не только по медицине. Все свое влияние на султана Рамбам использовал исключительно для общей пользы евреев подвластной Саладину державы. Когда арабы захватили Палестину, истекавшую почти столетие кровью под властью жестоких крестоносцев, Рамбам добился издания декрета, дарующего евреям право вернуться и жить в священном городе. Любопытно также отметить, что медицинское искусство Рамбама и его авторитет были настолько велики, что сын его, а потом и внук унаследовали должность личных врачей преемников султана.

Слава о великом докторе, подкрепленная его гениальными медицинскими трактатами распространилась далеко за пределы Египта. Как сообщают историки того времени, «король франков в Аскалоне», английский король Ричард Львиное Сердце, предлагал Рамбаму переехать в Англию и стать личным врачом его семьи, но он отклонил королевское приглашение.

Среди многочисленных и разно жанровых трудов ученого, особенно выделяются: комментарий к Мишне, четырнадцати томный кодекс законов «Мишне Тора», «Книга заповедей», философский трактат «Путеводитель заблудших». К Рамбаму обращались с галахическими и мировоззренческими вопросами евреи из десятков общин. Каждое из его писем-ответов представляет собой краткое, но полновесное теологическое сочинение. Рамбаму удалось свести огромную, поистине необъятную талмудическую и пост-талмудическую литературу к лаконичному, ясному и однозначному изложению на страницах «Мишне Тора». О величии этого труда и его творца говорит еврейская пословица: «От Моше (Моше-рабейну) и до Моше (Рамбама) не было подобного Моше!»

Рамбам оставил после себя так же многочисленные труды по медицине. Глубоко проникнув в тайны человеческого тела, Рамбам посвящает этой теме энциклопедические труды — настольные книги врачей последующих столетий. Его медицинские трактаты посвящены и общим проблемам, например «Исследование о гигиене или советы Малик аль-Фалоду, сыну султана Саладина», и узким, специальным разделам, каким является, например, его двухтомный труд о ядах и противоядиях. Капитальный учебник по общей медицине соседствует с короткими статьями, в которых рассматриваются отдельные заболевания или способы лечения сравнительно редких болезней.

В день смерти Рамбама в Каире был объявлен трехдневный траур, равно соблюдавшийся евреями и магометанами, а в Иерусалиме, когда туда пришла печальная весть, евреи плакали и постились. Его похоронили в Эрец-Исраэль, в городе Тиверия, и его гробница по-прежнему священна для поклонников великого Рабби.

Пост десятое Тевета

10 января

Из двадцати одного поколения, живших в стране Израиля первый раз, многие поколения не выполняли заповедей Б-га и осквернили землю мерзостью идолопоклонства. Из-за этого Б-жественный гнев низошел на Иегуду и Иерусалим. Пророки были посланы, чтобы увещевать их и побудить их к раскаянию. Но они не слушали.

«И было это на девятый год его царствования, в десятом месяце, в десятый (день) месяца, подошел Навуходоносор, царь Вавилона, со своими полчищами, к Иерушалаиму и стал лагерем перед ним и построил вокруг него укрепления. И город находился в осаде до одиннадцатого года царя Цидкиягу. В девятый день месяца в городе был сильный голод, у людей не было хлеба, и стены были проломлены…» (Млахим, II, 25).

«И на пятый месяц, на десятый день месяца… Навуходоносор пришел… и сжег дом Г-спода, и дом Царя и все дома в Иерушалаиме… и все стены, окружающие Иерушалаим, были разрушены… и Навуходоносор, начальник телохранителей, изгнал множество тех, кто оставался» (Ирмиягу, 52).

Таким образом, десятое тевета стало началом всей цепи бедствий, которые, в конце концов, привели к разрушению Бейт Амикдаш (Храма). В связи с этими событиями, мудрецы установили в этот день пост.

Существенное значение поста десятого тевета, также как и других постов, в первую очередь не в том, чтобы выразить печаль и траур, которые были причиной их объявления; их цель, скорее, в том, чтобы пробудить сердца к раскаянию, чтобы напомнить нам как о злых делах наших отцов, так и о наших собственных прегрешениях, которые были причиной мучений, выпавших на их и на нашу долю, и таким образом помочь нам вернуться к добру. Как сказано: «И они покаются в своих грехах и в грехах отцов их» (Ваикра, 26). Мудрецы говорили: «Каждое поколение, в дни жизни которого Святилище не будет построено, будут считать, как бы разрушившим его» (Иерусалимский Талмуд). Поскольку в каждом поколении заложена возможность «пробудить» Б-жественную милость, чтобы спасти Израиль; его изгнанники будут собраны на своей земле, и Святилище восстановлено. Как? Путем полного раскаяния и исправления своих предыдущих грехов. А пока спасение не приходит, это является указанием на то, что мы все еще не раскаялись в наших грехах, и что мы все еще страдаем из-за наших собственных прегрешений и повторения нами грехов наших отцов. И это равносильно тому, что мы задерживаем окончательное спасение, что мы вызвали разрушение.

Даже когда Святилище разрушено и Израиль живет в изгнании, когда наше наследие заброшено и находится в руках грешников, Б-г окончательно не отвернулся от Своего народа. Он не наложил вечного изгнания на них, и не обрек Свое Святилище вечно лежать в руинах. Изгнание, разрушение и мучения — все это временно, и может в любой момент Б-жественного милосердия превратиться в ликование. Единственное, что вечно — это проживание в стране Израиля и строительство Святилища.

День несчастья

8 января

День, когда 72 Старейшины закончили греческий перевод Торы — 8-го Тевет — был днем печали для Израиля, несмотря на то, что все увидели в этом вызывающее трепет деяния Б-га. Несмотря на то, что все это дело было воспринято как чудо в глазах не евреев, день этот был, тем не менее, таким же трагическим днем для Израиля, как день, когда был сделан Золотой Телец. Мудрецы описывают это событие следующим образом:

«8-го Тевет Тора проведена на греческий язык в дни царя Птолемея, и тьма низошла на Землю на три дня»

С чем это можно сравнить? Со львом, пойманным и посаженным в клетку. До того как его посадили в клетку, все его боялись и бежали от него. А потом все стали приходить, смотреть на него и говорить: «Где же его сила?»

Так же и Тора. До тех пор, пока Тора была в руках Израиля, и ее толковали мудрецы на ее языке — Святом языке, она вызывала благоговение и многие боялись осквернить ее. Даже не еврей, который был исполнен желания изучить Тору, не мог прикоснуться к Торе, пока он предварительно не войдет под сень Б-жественного Присутствия; пока он не изучит Святой язык и не приобретет обязательные знания того, как понимать Тору. Как только Тора оказалась пленницей греческого перевода, она как бы лишилась того трепета, который ее окружал ранее. Кто только хотел, мог придти и глазеть на нее. Кто только хотел мог это сделать.

Поэтому мудрецы сравнивали события этого дня с тем днем, когда был сделан Золотой Телец, поскольку точно так же, как Золотой Телец не был настоящим Б-гом, а те, кто ему поклонялся, считали, что он настоящий, также и перевод был лишен истинного смысла Торы, а язычники, которые видели перевод, думали, что они уже знают Тору.

Сказанное мудрецами «и тьма низошла на Землю на три дня» является возможным намеком на то, что события 8-го Тевет сами по себе предвещают все те бедствия, которые обрушились на Израиль в последствии.

Заявление Главного раввина Украины р. Азриэля Хайкина

1 января

Я глубоко потрясен известием о бесчеловечном нападении на прихожан Московской синагоги на Большой Бронной. Преступление совершено в Доме Молитвы. Пролилась кровь людей, пришедших, возносить молитвы Всевышнему. Это само по себе ужасно. Но еще более зловещим является тот факт, — и его отмечают многие наблюдатели и в России, и за рубежом, — что подобное стало возможным из-за невнимательности, бездумного равнодушия к росту ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости.

Преступник, ворвавшийся в синагогу, пытался убить любого, не обращая внимание ни на возраст, ни даже на национальность. Можно себе только представить ужас людей, которые видели, как бритоголовый молодчик с криками «Хайль Гитлер!» пытался лишить жизни десятки ни в чем не повинных людей. Молодому таджику был всего двадцать один год, пожилому прихожанину синагоги — семьдесят пять. Что это, если не откровенный фашизм? Даже если предположить, что преступник действовал один, даже если допустить, что у него были серьезные психологические отклонения, то все равно нельзя избежать вопроса — кто подтолкнул его к этому преступлению, кто вложил в него человеконенавистнические идеи? Кто растлил его, превратив в безумного зверя?

Я призываю власти Российской Федерации не только провести тщательное расследование и строго наказать того, кто совершил это конкретное преступление. Я призываю их принять действенные меры и прекратить деятельность всех организаций, проповедующих ксенофобию и антисемитизм, запретить распространение националистической, ксенофобской, антисемитской литературы, печатных и электронных СМИ. Сделать это необходимо безотлагательно, иначе, как это уже очевидно всем, эта чума, эта ненависть неминуемо обрушится на все общество, разрушит его. Бездействие превращается в попустительство, и ответственность ложится не только на тех, кто совершает преступления физически, но и на тех, кто подстрекает, разжигая ненависть, и на тех, кто не противодействует этому, кто не предпринимает действенных и эффективных шагов в борьбе   расовой, национальной и религиозной нетерпимостью.

Я призываю власти Украины внимательно отнестись к этим событиям в Москве. То, что вчера произошло в России, должно стать уроком и предостережением для Украины, ведь и в Украине существуют силы, проповедующие ксенофобию и антисемитизм. В Украине не менее остро назрела необходимость введения жестких законов против пропаганды ксенофобии и антисемитизма, а до той поры необходимо в полной мере применять существующее, пусть и несовершенное, законодательство. Игнорирование опасности, борьба с этим злом на уровне деклараций и публичного осуждения, пусть даже на самом высоком уровне, не пугает фашиствующих человеконенавистников. Они должны быть остановлены до того, как под влиянием их пропаганды безумцы прольют кровь.

Я глубоко сочувствую всем пострадавшим в результате нападения на синагогу. Все евреи Украины молятся за их скорейшее выздоровление, за то, чтобы больше никому ни в России, ни в других странах не суждено было пережить подобные трагедии. Мы должны сделать все для того, чтобы никогда, ни в одном месте, где люди собрались возносить молитвы Б-гу, будь то синагога, мечеть или христианский храм, не проливалась кровь.

Главный раввин Украины р. Азриэль Хайкин

Месяц печали

1 января

Месяц тевет — четвертый, начиная от месяца тишрей, и десятый, начиная от месяца нисан. Знак зодиака месяца тевет — козерог.

Как и названия остальных месяцев, евреи вынесли его из Вавилонского изгнания. Смысл названия связан с тем, что земля в этом месяце влажная и топкая, т.к. выпадает много дождей.

Есть мнение, что слово «тевет» связано с понятием «слепота», т.к. в этом месяце произошло много бед. Пятого тевета пророк Йехезкель получил известие о том, что Иерусалим пал, а получение известия приравнивается к самому событию. Восьмого тевета был завершен перевод Торы на греческий язык, и наши мудрецы говорят, что этот день был для Израиля таким же мрачным, как день, когда создали золотого тельца. Десятого тевета началась осада Иерусалима. В нашем поколении этот же день был избран для чтение «кадиша» (поминальной молитвы) по евреям, которые погибли в Катастрофе и дата смерти которых неизвестна. В этом месяце нет никаких праздников, кроме трех последних дней Хануки.