Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Праздники: Ханука

После разрушения Первого Храма и последовавшего за ним Вавилонского плена в 3338 году по нашему летоисчислению (422 г. до н. э. по европейской хронологии), Иудея (еврейское государство) потеряла государственную самостоятельность и стала частью Персидской империи. Несколько веков спустя Александр Македонский, разбив наголо войско персов, захватил Иудею в 3448 г. (312 г. до н. э.). Александр создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить всё разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры при условии, что ты «добавляешь» их к греческому ядру.

Сверхдержава Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти Александра его сподвижники бились насмерть двадцать два года, деля её на куски. В результате Египет достался Талмаю (Птоломею), а Сирия — Селевкесу. Эрец Исраэль (земля Израиля) около ста лет относилась к египетской монархии, а с 3559 г. (200 г. до н. э.) перешла под власть сирийцев.

Так на арене истории складывается новый феномен — эллинистическое царство и эллинистическая культура, сочетающие элементы греческой образованности с восточным деспотизмом, где судьбы городов и народов зависят от кучки людей, окружающих царский трон.

В 3610 г. (150 г. до н. э.) сирийский трон занимает Антиохос Четвертый, по прозвищу «Эпифанос», «Великолепный». Его предшественников не очень занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги, этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемое для обеих сторон «статус-кво». Антиох же огнем и мечом насаждал греческий язык и культуру. Это «приобщение» к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь является еврейская Традиция и Тора, он попытался запретить и то, и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых — поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаев, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей — Иегуда, по прозвищу «Маккаби», что на иврите означает «молот». Но вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения «Ми камоха баэлим, Гашем!» — «Кто подобен Тебе, Всевышний!» Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, которые выходили в бой с именем Всевышнего на устах.

После длительной борьбы с Греко-сирийскими войсками Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Храм стоял в запустении, грязи и скверне.

25 кислева 3622 г. (138 года до н. э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатоного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое масло, требовалось восемь дней. И все же, было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.

В память об этом чуде наши мудрецы и постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.

Интересно, что в изложении Талмуда, сама победа малочисленной и слабо вооруженной партизанской армии макавеев над практически неограниченными силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. В центре же рассказа — кувшин с елеем и на нём печать первосвященника, которая сохранилась в неприкосновенности. История чуда изобилует удивительными деталями, каждая из которых как бы кричит: «He пройди мимо истинного урока Хануки, доберись до её истинной сути!» Когда народ порабощен другим народом, нет ничего естественнее желания сбросить ярмо и добиться национальной независимости. Но что дальше? Каким будет этот народ, какой будет его страна назавтра после долгожданной свободы? Нет общего ответа на этот вопрос. Пути нашего народа и народов мира часто не совпадают. Истинная свобода в нашем понимании, это возможность беспрепятственно вести освященный тысячелетиями еврейский образ жизни, идти дорогой Торы и заповедей.

Для евреев чудо освобождение не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие. Истинным моментом свободы была минута, когда коаним (священники) зажгли храмовый светильник-менору.

Как и все наши праздники и праздничные даты, перипетии далеких событий Хануки повторяются в наши дни. И сегодня, так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с «чистым маслом» еврейства в своей душе. И порой необходимо мужество и решимость, чтобы зажечь его, но именно тогда этот слабый огонек разгорится в яркий свет еврейской веры. Мы верим, что Всевышний пошлет нам чудо, и этот огонь будет гореть вечно с приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни!

Дополнительная информация

Менора
Happy Hanukkah
Снеговики
Дети
From our home to yours…