Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Русская версияEnglish version

Праздники: Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора

«В пятнадцатый день седьмого месяца…»

После дней Б-жественного суда, тшувы и искупления приходят дни праздника и веселья, время прославления Всевышнего — праздник Суккот.

Его символом являются слова: «У чистосердечных — радость». Это значит, что после того, как мы очистили свое сердце раскаянием в Рош Ашана и Йом Кипур, мы достойны провести Суккот в радости.

Пятнадцатого числа месяца Тишрей начинаются праздники, продолжающиеся восемь дней, как сказано в Торе (Ваикра, 23):

В пятнадцатый день седьмого месяца — праздник Суккот, семь дней Г-споду. В первый день — священное собрание: не делайте никакой работы. Семь дней приносите огнепалимую жертву Г-споду; в восьмой день да будет у вас священное собрание, приносите огнепалимую жертву Г-споду; это — праздничное собрание, не делайте никакой работы.

Нет праздника, с которым связано столько мицвот, столько жертвоприношений, как Суккот: сука и «четыре вида растений»; заповедь возлияния воды, полученная Моше на Синае; восходящий к пророкам обычай обрывать листву с ветвей аравы в день Гошана Раба; наконец, сама радость праздника — ведь и она заповедана Торой.

Об этом говорят слова молитвы: «Праздник Суккот — время нашего веселья».

Итак, праздник начинается 15 Тишрей, на пятый день после Йом Кипура, и продолжается восемь дней. Он состоит из двух основных частей: собственно Суккота и Шмини Ацерет. Законы двух этих праздников различны.

В диаспоре, где праздничные дни удваиваются, это выглядит так:

  • Тишрей 15: Первый день Суккота — праздник
  • Тишрей 16: Второй день Суккота — праздник
  • Тишрей 17—21: Холь а-Моэд, т. е. полупраздничные дни Суккота
  • Тишрей 22: Первый день Шмини Ацерет — праздник
  • Тишрей 23: Второй день Шмини Ацерет — Симхат Тора — праздник.

В Израиле второй день Суккота является днем Холь а-Моэда, т. е. на него распространяются лишь законы полупраздников. Отменяется также второй день Шмини Ацерет, т. е. Симхат Тора празднуется 22 Тишрей. Если попытаться охарактеризовать все это празднование в целом, то его отличительная черта — максимальное веселье. В Торе и в молитвах так и говорится: «Песах — время свободы, Шавуот — время дарования Торы, Рош Ашана и Йом Кипур — дни Суда, Суккот и Шмини Ацерет — время радости».

В переживании радости недели Суккот есть три основных темы: шалаш, единство и вода. В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, всякий еврей должен жить в шалашах, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли египетской» (Ваикра, 23:42-43).

Евреи вышли из Египта, из страны, где они, хоть и были рабами, но все-таки жили в городах, в домах, вели жизнь хоть и трудную, но привычную, и после этой «устроенной» жизни они двинулись в пустыню, где нет тени и убежища, нет пищи и воды. Они волновались и спрашивали Б-га: «Куда мы идем, где мы найдем воду и пищу?» Поэтому Б-г сотворил чудо: трехдневный путь из Рамсеса в Суккот они со скарбом и с детьми прошли всего за один день и в Суккот устроили отдых. Б-г сделал им шалаши («суккот»), — таким образом, название этой местности совпадает с названием события, которое там произошло. Что касается города Рамсес, из которого они вышли, он называется в Торе «городом запасов». Таким образом, евреи ушли из «города запасов» в пустыню и поселились там в шалашах — временных и ненадежных жилищах. В этом и состоит идея праздника Суккот, который приходится на дни сбора урожая. В эти дни еврей, собравший урожай, наполнивший свои амбары, покидает свой благоустроенный, надежный дом и живет в шалаше, чтобы помнить, что его истинная защита и опора — Б-г, обеспечивший ему шалаши в пустыне.

Тора обязывает евреев покидать свои дома и перебираться в сукку в пятнадцатый день месяца Тишрей в память о шалашах, которые построил им Вс-вышний во время Исхода из Египта. Но ведь Исход произошел в месяце Нисан. Разве не правильнее было бы отмечать память об этом событии тогда, когда оно случилось, — в Нисане? Почему же заповедано нам строить сукку в месяце Тишрей?

Потому что должно быть заметно, что мы покидаем постоянные жилища, чтобы исполнить заповедь, а не для собственного удовольствия. В весенний месяц Нисан так естественно покинуть дом и заночевать в шалаше! Дожди уже прекратились, и с каждым днем становится теплей.

В Тишрей, напротив, люди возвращаются под крышу, покидают свои летние жилища из-за приближающихся дождей и вечерних холодов. Но сыны Израиля как раз в это время переселяются из домов в сукку — ясно, что они делают это, исполняя приказ Вс-вышнего. Тора так и говорит: «Чтобы знали поколения ваши» — знали, что это — заповедь, что сукка строится по повелению Вс-вышнего.

Другая идея праздника Суккот — единство — воплощается в одном из красочных действий праздника Суккот — «вознесении лулава». В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, листья финиковой пальмы, и ветки дерева густолиственного, и куста речного» (Ваикра, 23:40). Наши мудрецы говорят, что «плод дерева великолепного» — это этрог (вид цитрусового), обладавший приятным вкусом и запахом; побеги финиковой пальмы, которые называют «лулав», вкусны, но лишены запаха; «ветки дерева густолиственного» — это мирт, запах которого приятен, но вкуса у него нет; и, наконец, «куст речной» — это ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха. Эти четыре вида растений символизируют четыре типа евреев. Есть евреи, подобные плодам, у которых есть и запах и вкус, то есть они и сведущи в Торе, и делают добрые дела. Некоторые — как лулав, обладающий вкусом, но не запахом, то есть знания у них есть, но добрых дел они не делают. Есть и такие, которые, напротив, делают добрые дела, но не знают Торы. И, наконец, четвертый тип подобен иве, у которой нет ни вкуса ни запаха, — это евреи, у которых нет ни познаний в Торе, ни добрых дел. «Нетилат лулав» делается следующим образом: Лулав, мирт и иву крепко перевязывают (но не нитками, а лулавом же, чтобы в связке не было ничего, кроме перечисленных растений), берут их в правую руку, этрог в левую и, соединив, благословляют и потрясают последовательно в направлении всех сторон света. Эту процедуру повторяют все семь дней праздника. Все мы разные, но мы составляем один народ. И соединяя «четыре вида», мы показываем, что осознаем наше единство.

Третья тема праздника Суккот — это вода. Во времена существования Храма происходило в праздник Суккот «черпание воды из источника и возлияние ее на жертвенник». Это было единственное время в году, когда на жертвенник, кроме вина, возливалась еще и вода. Черпание и возлияние воды было временем наибольшего веселья, самые степенные и уважаемые раввины в этот день плясали и пели. А по завершении праздника Суккот, в день Шмини Ацерет (Восьмой заключительный) читают молитву о дожде. Вода и дождь символизируют, в сущности, ту же идею, что и шалаши: нашу надежду на Б-га и нашу зависимость от Него. Ведь без дождя, сколько бы мы ни трудились, хорошего урожая не будет.

Но кроме материальной воды есть и «духовная вода». Материальная вода питает поля и необходима для урожая; духовная вода — это Тора, она питает нашу душу и необходима для нашей духовной жизни. С Торой, которую наши мудрецы постоянно уподобляют воде, связан второй аспект праздника Шмини Ацерет — Симхат Тора («радость Торы»).

Симхат Тора — «радость Торы» — празднуется во второй день праздника Шмини Ацерет, а в Земле Израиля, где праздники не удваиваются, день «молитвы о дожде» совпадает с днем «радости Торы». В этот день заканчивается годичный цикл чтения Торы и немедленно начинается новый. Для этого чтения Тора разделена на 54 недельных раздела — по максимальному числу Суббот в еврейском году. Тора постоянно должна быть с нами, и едва закончив последний раздел книги Второзаконие, мы сразу же начинаем читать начало книги Бытие. Если Шавуот — праздник получения Торы, то Симхат Тора — праздник того, что мы живем по ней, что Тора — наша постоянная опора. Поэтому в Симхат Тора вынимают все имеющиеся в синагоге свитки и пляшут с ними.

Почему радость Торы и молитва о дожде приходятся на один и тот же праздник — Шмини Ацерет? Потому, что это две стороны переживания темы воды: дождь — вода материальная, Тора — духовная, обе они несут жизнь нашему миру.

Источник: газета «Яхад», № 26

ленточная пакля | Most cool quotes about happy birthday lil cuz Here | เล่น ไพ่ ออนไลน์ | app developer brisbane | buy instagram followers