Обратите внимание: сейчас вы видите сайт с отключенным оформлением, так как ваш броузер не поддерживает CSS, либо вы отключили его поддержку.

Праздники: Ту Бишват

Название и значение праздника

«Ту бишват» буквально означает «Пятнадцатое число месяца Шват». Мы отмечаем Новый год деревьев пятнадцатого Швата, поскольку именно в это время на деревьях в Земле Израиля начинают распускаться почки. Но Ту Бишват — это не просто празднование «дня рождения» деревьев. Этот день имеет большое значение с точки зрения галахи, еврейского Закона — он определяет отделение десятин от плодов Земли Израиля.

Что такое десятина?

Десятины на иврите называются «маасрот». Это пожертвования и дары, отделяемые от урожая. Согласно еврейскому Закону, еврей в Земле Израиля должен отделять определенную часть своего урожая и отдавать её коэнам (священникам) и левитам, которые служили в Храме и не имели своей земли, а также беднякам.

Эти дары должны отделяться от плодов, выросших в текущем году, а не от плодов предыдущего года. Когда же начинается Новый год для плодов деревьев? Именно в Ту Бишват.

В благословении Билама народ Израиля уподоблен деревьям: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи растекаются они, как сады при реке, как алоэ, которое насадил Г-сподь, как кедры при водах» (Бамидбар, 24:5-6).

Как мы празднуем Ту Бишват?

Европейские евреи празднуют Ту Бишват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134) после каждого вида фруктов.

Восточные евреи следуют мнению «святого Ари» (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Бишват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов!

Сегодня мы ставим на стол в Ту Бишват лучшие плоды Земли Израиля, особенно те семь видов плодов, которыми Земля Израиля прославляется в Писании: пшеница, рожь, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.

Деревья в еврейской традиции

Сыны Израиля, приходя в Святую Землю, выполняли завет: «Когда ты придешь в Землю, то насадишь все виды фруктовых деревьев» (Ваикра 19:23). Сама Тора уподоблена дереву: «Она — Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее — счастливы». (Мишлей, 3:18). Праведник также уподоблен дереву: «Он будет подобен дереву, посаженному у потоков вод, которое приносит плоды в свое время, и все, что он делает, будет успешно» (Псалмы, 1:3).

Евреям было заповедано оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны. Запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений. Почему? «Разве полевое дерево подобно человеку, который может убежать от тебя при осаде»? (Дварим, 20:19).

Великий еврейский ученый Маараль объясняет, что уподобление человека дереву имеет глубокий смысл. Подобно тому, как деревья для того, чтобы выполнить свое предназначение, должны произвести на свет ветви, цветы и плоды, человек послан на землю, чтобы плодотворно трудиться, постигая моральные, духовные и научные истины. Именно поэтому Мудрецы называют воздаяние за добрые дела «плодами».

Человек не всегда сажает деревья для собственной пользы. Талмуд рассказывает, что как-то раз рабби Хони шел по дороге и увидел человека, сажающего рожковое дерево. Он спросил: «Когда это дерево принесет плоды?» Тот ответил: «Через семьдесят лет». «Ты уверен, что доживешь до этого?» — спросил рабби Хони. Человек ответил: «Я собираю плоды рожковых деревьев, посаженных до меня. Так же как мои предки сажали деревья для меня, я сажаю для моих детей» (Таанит 23). Стоит задуматься, каков аллегорический смысл этой истории, и какие выводы мы можем из нее сделать.

Из интервью с г-ном Берлом Рабиновичем

(восьмидесятилетним евреем из Литвы, в настоящее время живущим в Йоханнесбурге, ЮАР)

Вот как мы праздновали Пятнадцатое Швата. Я помню, как мой дедушка покупал плоды рожковых деревьев, растущих в Земле Израиля. Этот фрукт был мало знаком нам, европейским евреям, и поэтому когда мы держали его в руках и пробовали, мы чувствовали себя ближе к Земле Израиля.

Когда отец приходил из синагоги, мы садились ужинать. Плод рожкового дерева из Земли Израиля лежал в центре стола, а пятнадцать других видов фруктов клались вокруг него. Почему именно пятнадцать? Потому что сегодня — пятнадцатое Швата! Я помню, что там были яблоки, груши, орехи, вишни, сливы и другие фрукты.

Церемония начиналась с чтения первого из пятнадцати псалмов «песен Восхождений». Эти псалмы соответствуют пятнадцати ступенькам, которые вели во внутренний двор Храма. Их пели левиты, стоявшие на этих ступеньках. Эти псалмы — символ нашей надежды «подняться» из галута, изгнания, и отстроить Святой Храм.

Отец поднимал вверх коричневый плод рожкового дерева и рассказывал нам, как он рос во фруктовом саду в Эрец Исраэль и насколько сладок его вкус. Он говорил о любви к Земле Израиля, о том, насколько солнечна и прекрасна она по сравнению с нашим местечком и с мраком галута, изгнания.

Я помню, что церемония всегда заканчивалась традиционным пожеланием: «Лешана абаа — Бирушалаим!», что значит «в следующем году — в Иерусалиме».

© «Источник», 2000

Дополнительная информация

view blog | http://www.happybirthdaycake2015.com/category/happy-birthday-cakes/write-your-name-on-birthday-cake | George Lindemann news spotlights | Try these argos.co.uk discount codes | at Voucher Badger

Дерево
Рожковое дерево
Пшеница
Виноград
Инжир
Гранат
Оливки
Финики